Трудно себе представить, если бы водитель каждый раз, перед тем как сесть за руль в темное время суток, зажигал парафиновые свечи. За годы пока развивался технический прогресс, светотехника на первый взгляд не так уж и далеко ушла.
На самом деле, даже конец ХХ века, нельзя сравнивать с сегодняшним днем по количеству новых изобретений.
Свет автомобиля.
По статистике езда ночью в среднем опаснее дневной в два раза. Особенно если учитывать те высокие скорости, которые обычно позволяют развивать себе водители современных автомобилей. В дождь или туман, ночью или в сумерках, в городе или на шоссе, условия вождения совершенно различны. Инженеры подумали: «А почему бы не подстраивать фары под разные условия?», в этом им помогли светодиодные лампочки.
К примеру, система «умного света» Мерседес обеспечивает пять различных типов пучков света. Свет распределяется ассиметрично в режиме «за городом» (со скоростью до 90км/ч по извилистым дорогам и подъемам), это позволяет осветить дорогу под более широким углом и намного ярче. Длина видимого участка для водителя увеличивается на 10 метров, это позволяет вовремя реагировать на появившиеся препятствия и лучше ориентироваться в пространстве.
Как только скорость увеличивается (более 90км/ч), автоматически включается режим «трасса». Вначале прибавляется мощность светодиодных лампочек (с 35 до 40 Вт), а когда скорость перевалит за 110 км/ч, угол освещения начинает расширяться. В результате вы получаете мощный поток света, который поможет вам видеть все, что происходит на расстоянии до 130 метров. Так водитель может рассмотреть дорогу на расстоянии на 50 метров, больше чем при освящении обычными фарами.
Еще одна из функций умного света – обеспечение езды в тумане. Когда скорость снижается до 65км/ч, а водитель при этом включает задний противотуманный фонарь, система, анализируя эти факты, начитает действовать. Левая фара при этом поворачивается наружу и наклоняется на 9°, это позволяет видеть дорогу «под ногами» как на ладони. Работает эта функция, пока автомобиль не превысит скорость в 100км/ч.
Идея того, что светодиодная лампочка поворачивается не новая. Подобные устройства можно встретить и на серийных автомобилях, причем даже не на самых дорогих, к примеру «Форде-Фокус». Логичным дополнением данной функции выступит умный «угловой» свет, который начинает работать тогда, когда автомобиль останавливается на перекрестке с включенным «поворотником», фара при этом автоматически зажигается, обзор в бок значительно улучшается. Такая функция активируется и в том случае, когда скорость автомобиля не превышает 40км/ч, а руль повернут в какую-либо сторону на большой угол.
Разработки подобного рода вела не только компания Мерседес. Модуль освящения «Вариокс» фирмы «Хелла» тоже основан на принципах прожектора, который смещается. В обычной светодиодной фаре, привод за долю секунды сдвигает лампочку из положения «дольний свет» в «ближний». В таких фарах установлена призма сложной формы заменяющая смешанную линзу. В зависимости от условий призма, подставляет ту или иную грань под поток света. Этим обеспечивается изменение режимов: дальнобойный, трассовый; пригородный с учетом рельефа; для плохих погодных условий; широкоформатный городской. Важное уточнение – фара может перестраиваться для работы как слева, так и справа.
Для того чтобы режимы менялись автоматически, был разработан сложный контрольный блок, который собирает данные с множества датчиков: положения руля, климатической установки, освещенности, скорости, дождя, движения. Разработки зашли так далеко, что фара даже была связана с навигатором. При езде, навигатор заранее информирует фары, в какое им надо переходить положение.
Отсутствие газа.
Что может говорить нам будущее? Скорее всего, будут внедряться все новые светодиодные лампочки для автомобильных фар, взамен галогенов, колб и ксенонов. Хотелось бы отметить, что светодиод – это полупроводниковый прибор, в котором электрический ток преобразовывается непосредственно в световое излучение. Состоит он из кристалла, который находится на подножке, оптической системы и корпуса с контактами.
В наше время светодиоды используют на задних фонарях, почему бы не использовать такие лампы в фарах главного света. По мнению самих инженеров «мультичиповые» светодиодные фары через небольшой промежуток времени вытеснят ксеноновые.
У светодиодных лампочек для автомобильных фар есть много достоинств. Первое что хочется отметить – они занимают очень мало места. Далее, срок службы таких лампочек превышает (а иногда даже в несколько раз) срок службы автомобиля. Скорость срабатывания светодиодов намного выше, чем ксеноновых или галогенных фар. И последнее, если диоды будут объединены в группы, то каждую из них можно будет без труда контролировать. Последний фактор говорит нам о том, что такая фара может играть большое количество различных ролей.
К примеру, чем больше скорость, тем дальше водителю надо видеть дорогу, соответственно фары должны светить сильнее. Однако дальнобойность фары ограничена одним жестким условием – нельзя слепить встречных. Светодиоды позволяют нам найти нужный компромисс. За ветровым стеклом установленные камеры, которые следят за встречными автомобилями. Одновременно с этим камера соединена с компьютером, который постоянно контролирует дальность света.
Еще одну новина, которая нам представилась с помощью светодиодных фар – это «световая занавеска», она позволяет дизайнерам делать эффект светящейся поверхности. Принцип ее очень прост: отдельные диоды проецируют свое свечение на пластиковую пластину, в результате чего появляется ровный фон.
Светодиодные фары уже путешествуют по рекламным буклетам. Так, компания «Хелла» давно предлагает полностью поменять все фары в автомобилях на светодиодные, которые имеют способность поворачиваться. В такой фаре установлены диоды двух типов, а также патентованный пластик. За ближний свет отвечают пять верхних линз, за дальний - несут ответственность два, расположенных вертикально, модуля. Эти группы можно задействовать как вместе, так и отдельно.