Система смазки и охлаждения двигателя ВАЗ имеет определенные особенности, а также обладает функциональными свойствами, которые позволяют работать двигателю наиболее эффективно. Система смазки предназначена для того, чтобы в двигателе внутреннего сгорания уменьшался внутренний износ различных деталей во время их трения. Кроме того, система смазки и охлаждения помогает охлаждать трущиеся поверхности и удаляет продукты износа с различных деталей двигателя транспортного средства.
В большинстве современных двигателей внутреннего сгорания применяется комбинированная система смазки с так называемым «мокрым» картером. Проще говоря, такая система обеспечивает систему смазки тех деталей, которые наиболее часто подвергаются трению, остальные же детали двигателя сбрызгиваются или же смазываются под давлением специальными жидкостями. В двигателе ВАЗ данная процедура происходит в соответствии с определенным распределением, при котором под давлением смазываются шейки распределительного вала, подшипники скольжения коленчатого вала, коромысла; разбрызгиванием и самотеком - шестерня привода распределителя, поршневой палец, зеркало цилиндра, цепь привода распределительного вала. В форсированных автомобильных двигателях внутреннего сгорания лучше всего применять системы с «сухим» картером. В таких системах масло, стекающее в картер, откачивается при помощи второго масляного насоса, который расположен снаружи двигателя в специальном промежуточном масляном баке, где отстаивается от пены. Масло из промежуточного бака основным насосом подается в нагнетающий маслопровод.
Во время подготовки двигателя ВАЗ к долгой и/или быстрой езде необходимо провести определенный ряд процедур, который поможет уберечь двигатель автомобиля от чрезмерного воздействия силы трения, а значит, поможет сохранить различные детали двигателя внутреннего сгорания в рабочем состоянии на более длительный срок эксплуатации. Также можно провести комплекс мероприятий, который поможет защитить масляный поддон двигателя от ударов во время быстрой езды или же во время перемещения в автомобиле по автомобильным дорогам, которые оснащены некачественным дорожным покрытием. Любой надежный защитный лист металла, который закреплен внизу, не спасет поддон от ударов о поперечину передней подвески при проезде на большой скорости, либо во время движения по дорогам с плохим асфальтовым или щебеночным покрытиями. Можно применить специальный картер, который будет изготовлен по той форме и по тому стандарту, которые существуют у реального поддона автомобиля. Двигатели у автомобилей ВАЗ имеют такой масляный поддон, но стоит понимать, что данная конструкция не выдерживает механических повреждений и в таком случае маслоприемный патрубок претерпевает различные изменения, которые ведут к поломкам. Можно попробовать изготавливать патрубок разрезным, соединив при этом две половины шланга из специальной бензостойкой резины, которая также обладает термостойкостью. Для предохранения масла от перегрева (температура масла должна быть не выше девяноста градусов), а также для того, чтобы защитить данную жидкость от излишнего разжижения в жаркую погоду или же при езде в горных условиях, тяжелых дорожных условиях, желательно применение специальных масляных радиаторов.
Система охлаждения в авто необходима для того, чтобы принудительно отводить тепло от тех деталей двигателя внутреннего сгорания, которые особенно нагреваются во время движения. Если процедура отведения тепла производится системой некачественно или в недостаточной мере, то в таком случае происходит ухудшение смазки тех деталей, которые наиболее часто друг с другом соприкасаются, также происходит чрезмерное выгорание масла в соответствующих системах и в целом перегрев двигателя автомобиля, а также к другим техническим неприятностям. Последняя же неисправность, которая указана выше, приводит к тому, что резко понижается прочность данных деталей. Во время сильного перегрева происходит нарушение нормального зазора между соответствующими деталями, после чего происходят обязательно различного рода поломки, заедание, да и в целом для таких деталей характерен повышенный уровень износа, все это связано с тем, что нарушается работа двигателя автомобиля. Также перегрев соответствующих деталей вреден для механизма, потому что, вследствие такого воздействия, происходят различные неприятности, такие как детонация в двигателе, воспламенение топливной смеси, а также уменьшение уровня жидкости и воздуха.
В системах охлаждения обычно используют тосол или обычную воду. Так, в зимних условиях передвижения вы можете применить специальные растворы, в состав которых будет входить вода, глицерин или гликоль, такие составы могут существенно понизить температуру жидкости в системе охлаждения. Летом же лучше заполнять данную систему охлаждения дистиллированной водой, которая сможет уменьшить образование на внутренних стенках радиатора и рубашки охлаждения накипи и других осадков, которые существенно затрудняют теплообмен. В двигателях ВАЗ лучше не применять воду вместо тосола, так как считается, что данная жидкость может негативно влиять на работу подшипников отечественных авто.
Система охлаждения двигателя ВАЗ
Система охлаждения двигателя ВАЗ – это система закрытого типа, которая обладает принудительной циркуляцией, а также расширительным бачком. Система охлаждения двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов: насос охлаждающей жидкости, вентилятор, радиатор и специальный расширительный бачок. Насос охлаждающей жидкости является устройством центробежного типа, также обычно у данной детали корпус и крышка механизма выполняются из специального алюминиевого сплава. На вал насоса напрессовывается крыльчатка и ступица шкива привода вентилятора. Вентилятор обычно устанавливается четырехлопастной, изготовленный из пластмассы высокого качества, которая не подвержена никаким механическим повреждениям. Данный вентилятор крепится к ступице вала насоса, одновременно и вместе со шкивом привода. Приводится в действие посредством клинового ремня. Радиатор, как деталь системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля ВАЗ, устанавливается на двух специальных резиновых подушках и крепится при помощи четырех болтов к передней панели транспортного средства. Заливная часть радиатора закрывается при помощи специальной пробки и соединяется посредством шланга с расширительным бачком системы охлаждения авто.
Также следует сказать о том, что система охлаждения и смазки двигателя ВАЗ требует особого квалифицированного ухода и правильной эксплуатации, которые обеспечат долгую работу данного механизма.