Технология, по которой изготавливают пружины, достаточно сложная. В результате чего, большинство пружин, которые ставят на отечественные автомобили: Нивы, Самары, Жигули, производят именно на заводе ВАЗ. Однако также есть и несколько предприятий, которые получили лицензию, и могут выпускать подобные пружины для реализации их на рынках страны. На такие товары наносится товарный знак завода-производителя или же крепится специальная бирка. Пружины изготавливаются из прокатной пружинной стали. С такой стали предварительно токарной обработкой или шлифованием снимается обезуглероженный слой.
Какие этапы проходит сталь, при изготовлении пружины подвески?
- Прут нагревается, после чего пружина в горячем состоянии навивается
- Низкий отпуск и закалка в масле
- Дробеструйная обработка, она необходима для того, чтобы сталь стала прочнее, также в результате ее очищаются с пружины продукты окисления.
- Осадка пружин на холодную. Пружины несколько раз полностью сживают и разжимают, при этом их длина обычно укорачивается примерно на 20 см, в месте с этим, одновременно, происходит и заневоливание пружин.
- Наносят защитное покрытие – на пружины, которые будут устанавливать на заднюю подвеску машины (они работают в более жестких условиях) наносят защитное покрытие из эпоксид.
- Контролируется статистическая нагрузка – это операция является последней при изготовлении пружин для подвески. Такой этап проходит каждое из изделий. Те пружины, которые не получили допуск отправляются в брак, а остальные не смотря на значения, которые были получены делятся на две части: пружины у которых поле допуска плюсовое по нагрузке относят к классу А, если же поле является минусовым – то к классу В. При этом пружины для подвески метятся определенной краской, (при помощи распылителя наносится полоса с внешней стороны витков) которая соответствует классу пружины.
Значения цветовых меток на пружинах.
Большая часть пружин, которые изготавливаются на заводах нашей страны, красятся в желтый или в зеленый цвета. Первоначально возникает вопрос: «Пружины какого цвета надо поставить на свой автомобиль?» Естественно, пружины класса В, как и пружины класса А, имеют одинаковое право установки на вашей машине. Обычно деление на классы придумывается для того, чтобы уменьшить разницу между длиной пружин левого и правого бортов автомобиля – а это, при массовом производстве, неизбежно. Что может отрицательно сказаться на устойчивости и управляемости автомобиля, так как приведет к перекосу корпуса относительно его оси. В случае, если вы часто ездите на своей машине в условиях полной загруженности, то вам стоит выбрать пружины класса А, они предназначены для выдерживания больших нагрузок. Однако при этом надо иметь в виду, что разница перекоса будет незначительной, примерно от 0 до 25 килограмм, а проконтролировать это очень сложно.
Существует также маркировка и другой цветовой гаммы. Такие пружины зачастую устанавливаются на заднюю подвеску авто-универсалов. Раньше у нас это был ВАЗ-2101, сейчас - ВАЗ-2111 и ВАЗ-2104. Отличаются они тем, что длина их чуть больше. Можно ли ставить такие пружины на седаны или хэтчбеки? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать цель, для которой устанавливаются данные пружины на автомобиль. Если вам необходимо из-за проседания кузова увеличить дорожный просвет, то данная установка будет иметь смысл. В этом случае на ходовых качествах машины, установка таких пружин не должна никак сказаться. Однако если установка таких пружин призвана для того, чтобы увеличить нагрузку на машину сверх нормы допуска, то эта операция может повлечь за собой разрушение кузова и преждевременный износ. Тут уже каждый решает сам для себя, что для него будет важнее: выжать из своего авто как можно больше выгоды и после отправить его в утиль или наслаждаться хорошим корпусом машины долгие годы.
Установка пружин, которые не были предусмотрены конструкцией, и нагрузка автомобиля сверх допустимой нормы естественно не продлят существование машины. Это можно говорить и о проставках устанавливаемых между пружиной и кузовом автомобиля. Когда пружина окончательно просядет, то ее сможет спасти лишь низкая проставка. В такой пружине межвитковое расстояние очень мало, а это довольно опасно, так как ход такой пружины заметно уменьшается. Если подобную проставку использовать вместе с исправной пружиной, то это, несомненно, увеличит клиренс, ход отбоя при этом уменьшится, в то время как увеличится ход сжатия амортизатора, что тоже не сильно хорошо.
Совсем безсмысленным занятием будет втыкать между витков пружины различные резиновые прокладки. В таком случае пружина перестанет выполнять свои функции или попросту лопнет, если же вы до этого не успели упасть в кювет из-за того, что автомобиль недостаточно управляем.
Каких правил надо придерживаться при установке пружины?
Так как значение цветовых меток на пружинах обозначает их жесткость, то на автомобили рекомендовано ставить пружины только одного класса (цвета). Естественно, что в некоторых случаях можно допустить установку на передние колеса пружин класса А, а на задние – класса В. Но это надо делать только когда вы не смогли подобрать соответствующий набор пружин для вашего автомобиля. Менять порядок установки категорически запрещается. Если впереди у вас стоят пружины класса В, то сзади обязательно должны быть пружины того же класса. Также запрещено устанавливать на правом и левом бортах пружины различных классов.
На первый взгляд такая деталь как пружина очень проста, однако «на глаз» очень сложно определить ее работоспособность. Для этого необходимо достаточно сложное оборудование, которое позволит нагрузить пружины, имитируя ее рабочее состояние. Еще один совет – никогда не восстанавливайте старые пружины, это не имеет никакого смысла. Проводимые на автозаводе ВАЗ испытания подтвердили - после восстановления, ресурс пружин очень мал, а затраты как денежные, так и, временные велики.