Роботизированная коробка передач (другое ее название автоматизированная коробка передач, а в народе ее знают как «коробка-робот») – это механическая коробка с автоматизированным фикциями сцепления и переключения передач. Автоматизировать данные функции получилось из-за применения электронных механизмов в управлении коробкой.
В стандартных авто, которые ориентированы на массовое производство, ручка переключения передач находится там же где и ручка стандартной КП. Однако вместо Ж-образного переключения, на РКПП ручка движения только назад и вперед.
Роботизированная коробка передач, принцип работы и особенности использования.
При нажатии педали газа и переключении передач сенсоры передают информацию в электронный блок, передающий в свою очередь сигнал в коробку передач. Те сенсоры, которые установлены в КП, предают в прогрессивный блок информацию об имеющейся скорости и тем требованиям, которые будут нужны при переключении. Прогрессивный блок, обработав эту информацию, выбирают ту скорость автомобиля, которая будет оптимальной в данной ситуации и обеспечивает слаженную работу всех механизмов КП. В расчет при этом принимается: работа кондиционера, скорость вращения двигателя и показатели доски управления.
В роботизированной коробке передач, принципы работы взяты из автоматической коробки передач, однако в ней также присущи топливная экономичность и надежность механической коробки. Помимо всего прочего «робот» значительно дешевле, чем АКПП.
В наше время почти все ведущие автопроизводители ставят на свои машины роботизированные коробки передач. Все коробки различаются по конструкции и имеют свои запатентованные названия. Вместе с тем можно выделить общее устройство роботизированных коробок передач:
- механическая коробка передач;
- сцепление;
- система управления;
- привод передач и сцепления.
Коробки-роботы могут иметь гидравлический и электрический привод передач и сцепления. Гидравлический привод осуществляется при помощи гидроцилиндров, электрический – исполняют всю работу сервомеханизмы (электродвигатели). От типа производства роботизированные коробки передач, имеют следующие названия:
- гидропривод (секвентальные коробки передач)
- электропривод (роботизированные коробки передач)
Свое название "секвентальная" КП получила от слова sequensum, что в переводе означает последовательность, другими словами последовательное переключение передач в условиях ручного режима. В большинстве информационных источников КПП носят общее название роботизированные коробки передач.
Электрический привод в подобных коробках можно разделить на следующие виды:
- MultiMode от Toyota
- Easytronic от Opel
Однако, очень большое количество «роботов» имеют привод, управляемый посредством гидравлики:
- Dualogic от Fiat
- DSG от Volkswagen;
- SMG, DCT M Drivelogic от BMW;
- Senso Drive от Citroen;
- S-Tronic от Audi;
- 2-Tronic от Peugeot;
Система управления автоматизированной коробкой передач, включает такие вид как:
- исполнительные механизмы коробки передач;
- электронный блок управления;
- входные датчики.
В автоматизированных коробках передач с гидравлическим приводом в систему управления также входит и гидравлический блок управления, обеспечивающий непосредственно управление давлением в системе и гидроцилиндрами.
Принципы работы «роботов» заключаются в следующем. На основании датчиков, которые передают сигналы ЭБУ (электронный блок управления), который формирует управление коробкой передач в зависимости от прочих условий и реализует его через механизмы исполнения.
На всех автоматизированных коробках передач есть специальных ручной режим, похожий на Tiptronic.
Основной недостаток роботизированных коробок передач является большая задержка, порой она достигает 2 секунд, что в динамике может привести к рывкам и провалам в движении автомобиля, комфорт управления при этом значительно снижается. Решением такой проблемы стало оборудование коробки передач двумя сцеплениями, это и обусловило переключение потока передач без существенной потери мощности.
Такое техническое решение реализовалось в коробках DSG, S-Tronic (передачи переключаются за 0,2-0,4 с), и коробках DCT M Drivelogic и MG (передачи переключаются за 0,1с), все они устанавливаются на автомобили марки BMW.
На сегодняшний день самыми технически совершенными и распространенными роботизированными коробками передач являются модели S-Tronic и DSG. Коробка DSG является аналогом коробки S-Tronic, но в отличие от нее не устанавливается на полноприводные и заднеприводные автомобили.
На роботизированных коробках DCT M Drivelogic и SMG в системе их управления реализуется функция Drivelogic, предполагающая 11 программ переключения передач. Из них шесть работают в ручном режиме, а пять - автоматизированные программы переключения передач. Из-за чего такую систему управления можно адаптировать под любого человека, исходя из стиля его вождения. По своей сути такие коробки являются адаптивными.
В роботизированных коробках передач сцепление, по сути, необходимо только для того чтобы автомобиль сдвинутся с места. Чтобы переключение скорости произвести на более высокую позицию, надо лишь снять ногу с педали газа, чтобы двигатель сбросил обороты для той скорости, которая необходима для перехода на следующую передачу. Однако для этого нужно чтобы рычаг переключения передач был на нужной позиции.
Роботизированная коробка передач применяется не только в легковых авто, но и в автобусах и даже грузовых машинах. В 2008 году фирма Ямаха, которая производит мотоциклы, представила роботизированную коробку передач, установленную на спортивный мотоцикл серии FJR 1300.
Преимущество таких передач в том, что электроника работает намного быстрее человека, более точные ее действия позволяют выжать сцепление без участия водителя. Для того чтобы выбрать нейтральное положение или задний ход, водитель должен выжать обе педали и переставить ручку в необходимое положение.