Естественно, с того момента, как автомобили начали оснащать автоматической коробкой передач, резко упали возлагаемые на водителя нагрузки. Если вспомнить преимущества данной конструкции, то на ум приходят сразу такие качества как: из-за отсутствия педали увеличился комфорт вождения автомобиля, переключаться передачи стали посредством специального устройства, ходовая часть и двигатель предохранены от перегрузок, стал возможным выбор вида коробок передач (автоматической или ручной). В принципе все эти факты известны почти всем автолюбителям, но выбор коробок передач так велик, что при покупке затрудняешься с ответом, что выбрать. Сейчас мы более тщательно рассмотрит все типы автоматических коробок передач, расскажем об их минусах и плюсах. Начнем, конечно, в классики данного жанра.
Классическая гидравлика. Особенностью данных устройств выступает то, что в них вообще нет связи двигателя машины с ее колесами. Посредством двух турбин: ведущей и ведомой, через рабочую жидкость передается крутящий момент. В процессе эксплуатации люди поняли, что управление данной рабочей областью лучше всего переложить на электронику. В результате чего в гидромеханических трансмиссиях появился спортивный и зимний режим, а также программа экономичной езды и возможность переключения передач вручную. Полуавтоматические коробки передач (в которых есть функция перехода к управлению в ручном режиме) у каждого из производителей называются по-разному. Одно из самых распространенных названий – это Tiptronic (он же Steptronic и Autostick), он реализуется далеко не на всех автомобилях, в которых установлена электронная система управление коробкой переключения передач.
Такой режим является, скорее всего, полуавтоматическим, чем ручным, а трансмиссионный компьютер не останавливает свою работу при включении такой системы и постоянно следит за работой автомобиля. На пример, но не даст вам резко тронуться с повышенной передачи, и будет отслеживать всю градацию оборотов.
Самой приятной изюминкой таких коробок передач, является то, что рычаг переключения коробки передач, после того как вы подключите режим Manual Select, превратится в джойстик. Если его толкнуть вперед, то будет включаться последующая передача (к примеру, после второй - третья), а сам рычаг после переключения будет возвращен в исходное положение. После толчка назад, третья передача будет заменена второй и так до того момента, пока не будет достигнуто нейтральное положение. В этом и есть основная суть системы Tiptronic (Steptronic, Autostick).
Понятно, что кроме гидравлики есть и другие системы управления коробкой переключения передач. Следующей такой системой выступает вариатор – большой его плюс в том, что он изменяет крутящий момент очень плавно. Другими словами, когда работа производится на классической гидравлике, вы будем слышать, как работает коробка передач, а работа вариатора очень степенна и момент переключения постоянно подхватывается, сохраняя при этом необходимый баланс скорости. Самый большой недостаток, который можно усмотреть в работе вариатора – это акустичность. Машина постоянно работает в одной тональности, подобно троллейбусу. Однако эту проблему уже не первый год пытаются решить инженеры. Преимущества вариаторной коробки передач неоспоримо, такой автомобиль потребляет намного меньше топлива, чем классика (тем более, если в ней есть и ручное управление). Еще одним плюсом вариатора выступает его меньший вес.
Следующий подтип автоматической коробки передач - это роботизированная механика. По своим составляющим она действительно больше походит на классическую «механику», однако в управлении – чистый автомат. Понятно, что манера езды здесь такая же, как и на АКПП, а потребление топлива меньше. Большим минусом таких коробок выступает то, что они лояльно реагируют лишь при спокойной, ровной езде. Как только мы повышаем скорость, становится более заметным переключение передач. Вначале может показаться, что причиной этому является водитель-новичок, но на самом деле это специфика работы коробки. В таком механизме найдутся свои преимущества: легкая коробка не дорого стоит, экономичность топлива тут также не уровне.
Не надо забывать о таком типе коробки передач, как роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями. Технические аспекты такой системы рассматривать очень долго. Но принципиальным ее отличием является наличие в системе двух дисков сцепления, один из них управляет нечетными передачами, другой – четными. Единственное, что может оттолкнуть от такой коробки передач – это ее цена. Такой механизм очень дорогостоящий и зачастую используется в спортивных целях. А для тех людей, которые решили сделать из свого авто спорткар, сразу можно посоветовать кулачковую коробку передач.
Подобный тип трансмиссии можно отнести к механике, однако используется она только лишь на старте. Далее переключение передач можно производить без выжимания педали сцепления. Основное преимущество данной коробки передач состоит в том, что передачи можно переключать очень быстро за 0,15-0,20 секунду. В спорте данный параметр очень важный. Недостатками выступят: высокая стоимость, полное отсутствие комфорта, высокая шумность при переключении. Однако на то она и спортивная.
Теперь, когда вы ознакомились со всеми типами автоматических коробок передач, стоит сказать несколько слов о рекомендациях к их использованию. Не смотря на то, что работа их механизмов достаточно лояльна, они все-таки могут выйти из строя.
Как правильно начать движения автомобиля с автоматической коробкой передач?
Перед тем как начинать движение, надо выжать педаль тормоза и перевести ручку переключения в необходимое положение, при этом педаль управления дроссельной заслонкой нажимать не надо. После того, как произойдет легкий толчок можно отпускать педаль тормоза и начинать движения, воздействуя при этом лишь на педаль газа.
Можно ли буксировать прицеп, на автомобиле с АКПП?
Можно! Однако, надо помнить одно, что чем больше будет нагрузка, тем больше выше температура в гидротрансформаторе. Если вам приходится часть ездить с прицепом, то стоит рассмотреть идею установки дополнительного охлаждения.