Почти каждый водитель, когда-либо, в большей или меньшей степени касался езды по бездорожью, особенно если учесть дороги нашей страны. Тогда вы наверняка слышали о блокировках. Большинство даже не представляют, как эти самые блокировки работают, но знают об их огромной пользе в непролазной грязи. Сейчас мы представим вам обзор блокировок межколёсных дифференциалов ВАЗ 2109.
ARB AIR LOCKER
ARB Air Locker относится к блокировкам, которые надо включать принудительно, в нормальном состоянии они представляет из себя ничем не примечательный классический дифференциал. Когда блокировка такого дифференциала включается, между собой жестко замыкаются полуоси блокируемого моста - поэтому блокировка такого типа обычно называется жесткой, или 100%-ой блокировкой. В комплект с механизмом блокирования входят: сам дифференциал, воздушный компрессор и пневмомагистрали, необходимые для создания давления для работы (более 2-х атмосфер), которые и приводит блокировку в действие.
Многие знаю, что система ARB имеет одно неоспоримое достоинство – она обладает мягкостью работы обычного дифференциала при твердом покрытии, и в то же время достигается в нужный момент полная балансировка.
К недостаткам можно отнести довольно высокую стоимость. Также к минусами данной конструкции относят: необходимость умения ею пользоваться и сложность монтажа. Если забыть выключить блокировку на твердом покрытии дороги, можно потерять управление автомобилем (особенно если ARB применяется на переднем мосту) или вовсе поломать трансмиссию. Помимо того, жесткие блокировки предъявляют определенные условия к установке на лифтованные машины колес увеличенного размера, карданных шарниров и других деталей трансмиссии.
Плюс установки ARB на ВАЗ-2109 в том, что это не самая простая система по конструкции, включающая в себя значительное количество компонентов, однако это снижает ее надежность. К примеру, может сгореть компрессор, если выйдет из строя генератор, то на одном аккумуляторе долго не покатаешься, к тому же перестанет функционировать мотор компрессора, вполне возможно случайное повреждение пневмомагистрали или обрыв электропровода.
Еще одна блокировка межколёсных дифференциалов ВАЗ 2109 это бездифференциальный мост.
Вообще то, блокировка такого типа – это не блокировка, а просто управляемый барабан, вместо коробки дифференциала, на который вставляются полуоси и монтируется ведомая шестерня главной передачи, то есть левая и правая полуоси находятся в постоянном сцеплении между собой, дифференциал, в таком случае, просто отсутствует. Не надо говорить о том, что такая система не имеет права на жизнь в переднем мосту ВАЗ 2109, но было бы невозможно управлять автомобилем, однако на задних ведущих ATV мостах, к примеру, подобный механизм применяется гораздо чаще, чем обычный межколесный дифференциал. Помимо того, задние мосты, которые постоянно замкнуты, часто используются в триальных машинах и американских гоночных внедорожниках. Недостатки такой системы на лицо – быстрый износ покрышек на дорогах с асфальтом, большие нагрузки на трансмиссию, недостаточная управляемость. Достоинствами выступят надежность и простота.
Есть и блокировки других систем, в которых также предусмотрено принудительное включение, к примеру, на автомобиле Toyota Land Cruiser американской фирмы Specter Off-Road, производился дифференциал, который блокировался тросовым приводом. Фирма Powertrax планирует начать выпуск электропириводных блокираторов, то же самое обещает Eaton в недалеком будущем и на автомобили марки ВАЗ. Я думаю, вам не надо будет объяснять преимущества электронных блокираторов для над механическими.
DETROIT LOCKER
Быть может данный вид автоматической блокировки самый известный. Устанавливается он вместо заводского корпуса дифференциала, что призвано увеличить прочность узла в целом. Для того чтобы включить Detroit Locker не требуется ни пневматических рычагов, ни проводов, не надо вообще нажить кнопки – все будет сделано само собой. Высокую надежность узла обеспечивает минимальное количество внутренних деталей. Есть три версии Detroit Locker, которые устанавливают на ВАЗ 2109.
- Detroit SoftLocker – один из самый распространенных в современном автомобильном мире блокиратор. В данной конструкции со стороны каждой полуосевой шестерни есть демпфирующие устройство, которое поглощает часть шумов и рывков, неизбежно появляющихся в работе локера.
- C-Locker это модификация, которая будет лучшим выбором для мостов с полуразгруженными полуосями, последние у которых фиксируются стопорными С-образными шайбами. Работы такой блокировки сопровождается некоторыми щелчками и шумами, так как в конструкции не предусмотрены демпфирующие механизмы. Если вы решили установить данное устройство, надо быть аккуратным в выборе колес, также надо следить за увеличением крутящего момента и мощностью двигателя. Так как трансмиссия ВАЗ 2109 не рассчитана на подобные перегрузки, она может просто не выдержать. Нормальным явлением будут свернутые шлицы полуосей, если конечно последние не были заменены более мощными.
- NoSpin – данная система существует, однако совершенно не подходит легким автомобилям. Она привилегия тяжелой техники, такой как пикапы с мостами типа Rockwell 12.5' или GM-14 bolt. Нет специальных демпферов и в этой модели, однако благодаря тяжести конструкции постоянных звуков и ударов ощущаться не будет.
Все модели Detroit Locker представляют собой кулачковую блокировку, которая напоминает конструкцию, устанавливаемую на военной технике. Отличаются надежностью и простотой в применении, и весьма спорными характеристиками на твердых покрытиях, что не может не сказываться не управляемости, и ускорении износа резины. При работе Detroit Locker некоторый дискомфорт могут придать удары и щелчки.
В итоге хочется сказать, что блокировки могут оказать как пользу, так и вред вашему ВАЗу. Из стандартной машины, которая редко выезжает за пределы бездорожья, не нужно делать лифтованного монстра. Чтобы не навредить вашему автомобилю, надо правильно пользоваться любым видом блокировок.