Когда вы ремонтируете кривошипно-шатунный механизм двигателя, не всегда удается обойтись только лишь шлифовкой шеек коленчатого вала или заменой вкладышей. Очень часто опорные поверхности вала приходится восстанавливать. Именно о выборе метода восстановления поверхности вала и пойдет речь в нашей статье.
Поверхности постели коленчатого вала, которая образуется опорами в блоке коренными крышками, крепящимися к ним, воспринимают все те нагрузки, которые могут возникнуть при работе кривошипно-шатунного механизма. Поэтому конструкция постели обладает довольно высокой жесткостью и прочностью. Но, не смотря на то, что опорные поверхности отделены от части вала с подшипниками, которая вращается, первые повреждаются также как и большая часть деталей автомобиля.
В зависимости от того, насколько глубоко была повреждена постель, применяют различные способы ее ремонта. Однако у всех их есть одна цель – восстановить строгую форму и необходимый размер отверстий в опорах, которые необходимы для нормальной работы подшипников, когда они сохраняют свою соосность.
Основной прием, который применяют при ремонте – занизить высоту коренных крышек. Таким образом, получиться создать необходимый припуск для последующей механической обработки отверстий под нужный размер. Обработка постелей либо хонингованием, либо растачиванием определяется требуемой глубиной величины.
На первый взгляд технология восстановление легко осуществима и не сложна, при наличии необходимого оборудования. Но в данном методе есть одна особенность, которая накладывает ограничения на диапазон, в котором его можно применять. Все дело в том, что обработка постелей с занижением крышек вызовет смещение оси отверстий к опорным поверхностям блока. Если обработка будет аккуратной, то смещение будет составлять примерно половину от величины эллипсности отверстий. Понятно, что ось коленчатого вала, который устанавливается в постель после ремонта, также сместится на данную величину.
Если положение оси коленвала значительно изменится (больше чем на 0,09мм), то это может привести к серьезным последствиям. Для начала, нарушится работоспособность заднего и переднего сальников, что может привезти к потере их герметичности. Также возможны проблемы при стыковке КПП и двигателя, и негативное влияние на работу агрегатов трансмиссии. Больше всего это сказывается на автоматических трансмиссиях. Из своего опыта могу сказать, что для автоматической коробки переключения передач критическим будет смещение - 0,05 мм, в отличие от механической коробки, для которой этот показатель увеличиться в два раза. Далее, если сместиться размер вала, измениться размер камеры сгорания, которая влияет на степень сжатия. К такому фактору больше всего чувствительны дизельные двигатели. Камера сгорания с небольшой высотой, в основном расположена в головке блока, если незначительно поднять поршень это может привести к его "встрече" с головкой блока цилиндров.
Производя выбор метода восстановления поверхности вала, приходится предварительно оценивать то, как сместиться ось отверстий панели, а также проигрывать возможность мероприятий по устранению последствий смещения. Как показывает практика, если ось сместиться до 0,15-0,2 мм во многих двигателях данные последствия можно свести к нулю посредством нетрудоемких операций. Среди которых можно отметить соответствующее положения передней крышки и корректировка корпуса заднего сальника двигателя, доработка направляющих втулок, которые центрируют корпус коробки передач, занижение высоты поршней и другое, все зависит от особенностей конструкции двигателя.
Если смещение, которое может возникнуть, будет превышать указанную величину, то есть смысл подумать об иных методах устранения дефекта. В некоторых случаях выйти из ситуации удается, подобрав практически такие же по конструкции вкладыши которые можно взять от других двигателей, главное чтобы они имели больший наружный диаметр. Так, к примеру, при ремонте постелей двигателей Opel и Saab, с диаметром отверстия 63 мм, можно использовать вкладыши от двигателя Mercedes, которые рассчитаны для установки в отверстия 63,5 мм в диаметре, или от Audi, у которых наружный диаметр 64мм. Вкладыши также имеют разную толщину, при этом они рассчитываются под одинаковый размер шейки вала. В таком случае постель надо подбирать под увеличенный размер, что может позволить или вовсе убрать смещение или свести его к минимальной отметке.
Если повреждение одной из опор вала весьма значительно, то в первую очередь проверяют необходимость восстанавливать геометрию остальных, с использованием того же метода занижения крышек. Можно занизить на большую величину безболезненно крышку поврежденной опоры, поэтому рассматривают варианты по ремонту "блочной" части. Поступать с ней можно по разному: или подобрать подходящий вкладыш под наружный размер, который увеличен, или самому изготовить вставку П-образного сечения, которую надо приварить к предварительно расточенной поверхности повреждения. Завершающую обработку отверстия "под размер" надо приводить относительно оси опорных отверстий, которые уже обработаны. Вообще вариантов тут довольно много. Выбрать из них нужно такой, который позволит достичь минимального смещения оси вала и минимального изменения конструкции двигателя, особенности которого каждый раз надо учитывать.
Следующим этапом после восстановления геометрии постели выступает измерение смещения оси коленвала. Точнее всего его можно определить следующим способом. На блок надо установить переднюю крышку. К постели, с обработкой крепится скалка с индикаторной головкой, которая установлена на ней. В крайние опоры для этого вставляются изготовленные специальные втулки, диаметр которых соответствует диаметру отверстий постели. При вращении скалки, "обкатывается" отверстие переднего сальника коленвала щупом индикатора и фиксируется биение оси по отношению к отверстию. Ось вала сместилась вертикально на ожидаемую величину - 0,2 мм, об этом надо сделать пометку на крайней крышке. В дальнейшем она может помочь при устранении последствий от смещения оси.
В некоторых случаях для восстановления поверхностей применяют довольно изощренные методы. Исходя из них, определяется стоимость выполняемых работ. Ремонт постели независимо от количества опор двигателя, оценивается в среднем в 160 долл., а комплекс работ компенсирующих смещение оси - в 100 долл. Это целесообразно с экономической точки зрения, так как единственной альтернативой восстановлению постели является замена блока.