Основной причиной того, что вылетает облако синего дыма из выхлопной трубы – является попадание масла в цилиндры двигателя. Такой «масляный» дым может иметь различные оттенки от густого бело-синего, про прознано-голубого, все это зависит от степени прогрева двигателя, режима его работы, количество поступающего в цилиндры масла, освещенности и так далее. В отличие от пара «масляный» дым не рассеивается так быстро в воздухе, а если приложить к выхлопной трубе лист бумаги, он будет жирным.
Естественно, «масляный» дым будет сопровождаться высоким потреблением масла. Когда расход пол литра на сто километров, то сизый дым будет появляется в переходных режимах, если же расход масла увеличиться до одного литра, то сизый дым станет постоянным явлением. В последнем случае, «масляный» дым становится гуще и более насыщеннее. Владельцам современных автомобилей стоит помнить о наличии так называемых нейтрализаторов, которые могут очистить цвет дыма, даже при расходе масла в 1 литр.
В камеры сгорания (цилиндры) масло поступает двумя способами – либо снизу, сквозь поршневые кольца, либо сверху, через зазоры стержней клапанов и направляющих втулок.
Одной из самых распространенных причин появления синего дыма является износ деталей цилиндропоршневой группы. У верхних колец компрессии наблюдается износ не только по наружной контактирующей с цилиндром, поверхности, но и по испытывающим давление газов в цилиндре, торцевым плоскостям. Если зазоры в канавках большие они создают насосный эффект. Даже если в норме маслосъемные кольца масло по-прежнему поступает в цилиндр, так как верхние кольца непрерывно подкачивает его снизу вверх.
Больше всего цилиндры изнашиваются в зоне остановки кольца сверху тогда, когда достигается поршневая мертвая точка, поэтому в средней части они часто приобретают форму овала. Так как форма будет отклонена от окружности, свойства уплотнения колец снижаются. В замочной зоне не редко образовываются просветы, однако, не исключено их появление в других местах. Поэтому при дефектах, замеры диаметра надо производить как минимум в двух вертикальных плоскостях на трех уровнях по горизонтали, чтобы определить эллипсность и овальность.
Нередкие случаи, когда при нормальном состоянии поршней и колец поверхность цилиндра повреждается. Бывает это, к примеру, при плохой фильтрации масла, между цилиндром и поршнем попадают частицы, в результате которых возникают царапины.
Подобная ситуация может быть при долгой стоянке машины, когда на поверхности колец и цилиндра могут появиться очаги коррозии. Для сглаживания этих неровностей потребуется значительное количество времени, если это сглаживание вообще произойдет.
При нарушении технологии ремонта двигателя может произойти подобный эффект, если отремонтированный цилиндр будет грубым, или неправильной формы, или материалы для его изготовления были некачественными. Как правило, на нормальную приработку рассчитывать нельзя.
Когда изношенны детали цилиндропоршневой группы, не редко снижается компрессия и повышается давление картерных газов, что можно определить соответствующими приборами (тестером утечек, компрессометром и т.д.) Но следует помнить, что большое количество масла, которое поступает в цилиндр, будет хорошо уплотнять зазоры в сопрягаемых деталях. Если они не слишком большие, то результат измерения компрессии может стать нормальным, иногда даже больше к верхнему пределу. Именно данное обстоятельство и запутывает поиск причины появления “масляного” синего дыма.
К тому же, когда нет больших износов деталей, то сине-белый и синий дым явно будет виден только при прогретом двигателе, постепенно рассеиваясь и даже исчезая. Причина этому простая – детали, которые прогрелись, занимают нужное место и лучше прилегают друг к другу. Если же износ слишком большой, то картина будет противоположная: на прогретом двигателе усилится дым, так как маслу будет легче попасть в цилиндр через поврежденные детали.
Всегда легче определять неисправности, которые связаны с серьезными дефектами или даже серьезной поломкой. Детонация зачастую приводит к поломке перемычек между кольцами поршней, редко – к поломке самих поршней. Если перегрев сильный – то это вызовет образование сильного зазора между цилиндром и поршнем. Дефектный поршень перекашивается, чем нарушается работа колец. Такой же результат может быть при нарушении шатуна, к примеру, из-за обрыва ремня и удара поршня о клапан или гидроудара, при попадании в цилиндр воды.
Если применять масло низкого качества, то это может вызвать залегание и пригорание колец в канавках поршня. Из-за калильного зажигания кольца могут просто припаяться, вплоть до полного обездвиживания.
Те дефекты, которые были рассмотрены выше, обычно не возникают во всех цилиндрах стразу. Найти поврежденный цилиндр не трудно, надо сравнить все свечи зажигания и значения компрессии. Помимо этого к подобным дефектам часто прилагаются различные стуки и шуты, которые изменяются с увеличением оборотов, степенью прогрева и так далее.
В двигателях с турбонадувом масла, синий дым может быть результатом неисправности турбокомпрессора, в частности уплотнений ротора и износа подшипников. Износ в уплотнении переднего подшипника дает все признаки того, выхода из строя маслосъемного колпачка, при этом в патрубке компрессора образовывается небольшая лужа масла. Несложно выявить неисправности уплотнение турбины, так как масло поступает прямо в выхлопную систему, и уже там сгорает.
Вылет облака синего дыма в эксплуатации нередко возникает при отключении из-за неисправности зажигания одного из цилиндров зажигания или при отсутствии герметичности клапанов. В последнем случае дым станет бело-голубым, тем более, если клапан имеет явный прогар. Подобный дефект определяется без особого труда – компрессия в цилиндре или вообще отсутствует, или незначительна.
Очевидно то, что эксплуатировать двигатель с подобными неисправностями, о которых мы говорили в данной публикации, не только очень затруднительно, но и нежелательно, так как это может привести к более сложным неисправностям, вплоть до выхода из строя самого двигателя.