Система зажигания – неотъемлемая часть всей системы электрооборудования автомобиля. Система зажигания служит для того, чтобы воспламенить рабочую смесь. От нормальной работы системы зажигания напрямую зависит мощность двигателя, а также процент содержания вредных веществ в отработанных газах. Исправная работа системы зажигания продлевает срок службы автомобиля. Об этом мы и поговорим в статье «Стартер и генератор в системе зажигания».
Генератор.
Он служит для подзарядки аккумуляторной батареи при работе двигателя и для обеспечения питания током всего электрооборудования автомобиля. За последние годы конструкция автомобильного генератора значительно изменилась. Наличие приборов повышенного комфорта в салонах автомобилей и предполагает применять передовые технологии при эксплуатации автомобиля. Если сравнивать современные генераторы со своими предшественниками, то они стали меньше в размерах, стали обладать большей отдаваемой мощностью, у них установлены надежные элементы защиты. В нынешних генераторах показатель выходного тока достигает до 140А. Это позволяет устанавливать в салоне энергоемкое дополнительное оборудование. Генератор подключается параллельно аккумуляторной батарее. Через ременную передачу от шкива коленчатого вала генератор приводится в действие. В некоторых автомобилях это ремень, который вращает водяной насос, вентилятор системы охлаждения двигателя. Но иногда это отдельный ремень. Натяжение ремня нужно регулировать отклонением корпуса генератора.
Основные неисправности генератора:
1. Признаки заряда АКБ отсутствуют. Возможно, перегорел в цепи возбуждения генератора предохранитель, или проблемы с приводным ремнем, произошло короткое замыкание в проводке, или неисправен регулятор напряжения;
2. В процессе эксплуатации АКБ разрядился. Может отсутствовать контакт предохранителей в гнездах, либо ослаб приводной ремень, либо неисправен регулятор напряжения;
3. В процессе эксплуатации АКБ перезаряжается. Возможно, неисправен регулятор напряжения;
4. При работе генератор производит повышенный шум. Возможно, ослаблены гайки крепления шкива, либо неисправен выпрямительный блок, либо произошло загрязнение контактных колец и щеток, либо отсутствует смазка в подшипниках и т. п.
При выходе из строя генератора на панели приборов загорается красная лампочка. Она известит о недостатке заряда батареи аккумулятора. Стоимость хорошего автомобиля высока. Комплектующие узлы и детали тоже имеют высокую стоимость. Не доверяйте случайным мастерам ремонт своего автомобиля; никогда не ремонтируйте автомобиль там, где вам не могут дать письменную гарантию хотя бы на полгода.
Неправильная эксплуатация генератора снижает срок его службы. Чтобы избежать этого, нужно беречь генератор от попадания воды. В рабочем состоянии он нагревается до 160 градусов по Цельсию. При попадании воды произойдет резкое его охлаждение. А это приводит в дальнейшем к его полному разрушению. Следите за натяжением ремня. Если ремень чрезмерно натянут, то это может привести к перегрузке и перегреву подшипников генератора. Придется очень скоро менять эти самые подшипники. Шкив генератора при этом будет деформирован. Никогда не путайте плюс и минус генератора. Берегите свой генератор!
Стартер.
Стартер является мощным электродвигателем постоянного тока кратковременного действия. Его предназначение – привести во вращение маховик, коленчатый вал и поршневую группу двигателя. При повороте ключа в замке зажигания ток через реле поступает от аккумулятора на обмотки стартера и двигатель запускается. Стартеры бывают для легковых автомобилей, для грузовых автомобилей и спецтехники, для водной техники и т. д. По своей конструкции они бывают редукторные, безредукторные, со статором в виде постоянных магнитов и т. д. Даже редукторные стартеры могут иметь еще дополнительную классификацию по виду редуктора. Наибольшее распространение получили стартеры редукторного типа с постоянными магнитами.
Работа стартера проходит в три этапа:
1. При помощи привода стартера происходит зацепление шестерни на валу якоря с зубчатым венцом маховика.
2. Вместе с шестерней начинает вращаться вал якоря стартера. С помощью этой шестерни происходит проворачивание коленчатого вала двигателя через маховик. И двигатель запускается.
3. После того, как двигатель заработал, шестерня стартера выходит из зацепления.
Есть множество способов добиться зажигания. Самый старый – раскрутить самостоятельно маховик. Можно произвести запуск сжатым воздухом. Наиболее распространённым способом остается на данный момент запуск при помощи электростартёра, который приводится в движение аккумулятором
Типичные случаи электромеханических повреждений стартеров:
1 Результатом непрофессиональной установки становится сломанная маска стартера;
2. Из-за износа венца маховика, при повторной попытке включения стартера при уже работающем двигателе, либо при неправильной настройке ТНВД и т. д. происходит повреждение бендикса;
3. В результате перегрева либо при неисправном замке зажигания происходит «посинение» коллектора, арматуры самого якоря, оплавление пластмассовых деталей планетарного редуктора;
4. Выгорает якорь в результате износа щеток, использования вместо аккумулятора для запуска других мощных пусковых установок.
Рано или поздно у каждого автомобиля может выйти из строя стартер. Сначала он начинает «буксовать» и автомобиль заводится после нескольких попыток, а затем и совсем перестает выполнять свои прямые обязанности. И перед владельцем встает выбор: заменить или ремонтировать стартер. Для начала автомобилист пытается завести свою машину без стартера. Автомобиль, попросту говоря, толкают, а водитель выжимает сцепление, включает вторую скорость и затем плавно сцепление отпускает. После таких мероприятий отечественные автомобили обычно заводятся. Можно ехать в автосервис или магазин запасных частей.