Никого так не интересуют зимой прогнозы синоптиков на предстоящий день, как автомобилистов. Проблем с запуском двигателя в сильные морозы хватает, одними из виновников данной проблемы являются свечи зажигания или накаливания, в бензиновых или дизельных двигателях соответственно. В данной статье разберемся в том, как можно обеспечить гарантированный запуск двигателя автомобиля в зимнее время.
Бензиновый двигатель.
Процесс сгорания топливно-воздушной смеси в бензиновом двигателе начинается после поджигания ее искровым разрядом между электродами свечи зажигания. Неисправности свечей проявляются перебоями в работе двигателя при различных режимах. Например, если на больших оборотах и при нагрузках двигатель «подергивается», это указывает на отсутствие герметичности на участке соединения керамического футляра и металлического корпуса свечи.
Пи нагрузке неровная работа мотора может свидетельствовать об излишне большом зазоре между электродами.
Проблемы при запуске холодного двигателя обычно указывают на солидное отложение нагара на электродах и изоляторе.
О сбоях в процессе искро-образования зачастую сигнализирует включенная контрольная лампа «Check Engine». В этом случае, в первую очередь, нужно думать о неисправности свечей зажигания.
К видам неисправностей свечей зажигания относятся:
- трещины и сколы керамического конуса изолятора (необходима замена);
- утрата герметичности, выход газов между керамическим изолятором и металлическим корпусом (также необходима замена);
- износ электродов (подлежат замене);
- отложение нагара черного или красного (возможна замена или очищение при помощи пескоструйного аппарата).
Накануне наступления зимнего времени года крайне важно проверить свечи зажигания. У исправных свечей отсутствуют внешние признаки износа электродов (центральный электрод не выгорел, в боковом электроде нет выемки).
При наличии тонкого слоя нагара, который может быть от светло- до темно-коричневого цвета (на изоляторе – от белого до светло-коричневого, при отсутствии сколов и трещин на нем), свечу можно очистить. После этого, предварительно отрегулировав расстояние между электродами, установить в двигатель.
При обнаружении оплавления электродов, сколов на конусе керамического футляра, следов прорыва газов между металлическим корпусом и изолятором следует поменять свечи на новые.
Причиной утраты работоспособности свечи могли стать выработка ее ресурса, несоответствие калильного числа свечи режимам работы двигателя, некачественный бензин. Свечи зажигания периодически нужно заменять, в соответствии с указаниями в инструкции по эксплуатации машины или в сервисной книжке. В зависимости от марок автомобилей интервал между заменами варьирует в пределах от 15 до 60 тыс. км, а при применении «платиновых» и многоэлектродных свечей он может составлять 90–120 тыс. км.
Использование некачественного бензина существенно сокращает пробег до замены этих устройств в несколько раз, то есть до нескольких тысяч километров. Перед зимним периодом всегда лучше устанавливать новые свечи зажигания, а использованные, но работоспособные, можно оставить про запас.
Дизельный двигатель.
В отличие от бензинового, в рабочем цикле дизельного двигателя не предусмотрено поджигание топливно-воздушной смеси при помощи какого-либо устройства. В цилиндре дизеля сжимается воздух, который под высоким давлением нагревается почти до 850 градусов. После этого в камеру сгорания впрыскивается дизельное топливо, воспламеняющееся под воздействием горячего воздуха.
В зимнее время запуск дизеля требует дополнительного подогревания воздуха в цилиндре. Для данных целей в конструкции дизельного двигателя предусмотрен нагревательный элемент – свеча накаливания. Она представляет собой полый металлический цилиндр, с вмонтированной в него спиральной нитью, изготовленной из специального сплава. Проходящий через нить электрический ток за короткое время разогревает часть свечи, выступающую в камеру сгорания, до пусковой температуры, которая варьирует в различных свечах от 850°C до 1000–1100°С.
После запуска двигателя процесс прогрева длится еще несколько минут, что дает возможность оптимизировать работу мотора, понизить его шумность и токсичность выхлопа.
Проблемы при пуске холодного дизельного двигателя свидетельствуют о неполадках в работе одной или нескольких свечей накаливания. Проверить исправность свечи можно при помощи автомобильного индикатора. Для этого следует отсоединить от свечи токо-подводящий провод, далее подсоединить провод с зажимом к клемме «плюс» аккумулятора, после чего прикоснуться к разъему стержнем индикатора. Если лампочка загорится, то через свечу проходит ток.
Более точные данные может дать измерение сопротивления между массой (корпусом) и разъемом на свече при помощи тестера. У различных моделей автомобилей сопротивление свечей отличается, но его величина находится в рамках нескольких Ом (от 0,65 – до 4,0). Для отдельных марок автомобилей будет полезен для измерения постоянного тока амперметр с зажимами. Измерив силу тока (как правило, 8–15 А), движущегося через кабель к свечам, можно сделать вывод о работоспособности свечей.
Существует и еще один способ проверки – визуальный: свечу выкручивают и напрямую подсоединяют к аккумулятору. Исправная свеча за 1-2 секунды разогреется докрасна. Но такой «кустарный» метод опасен ожогами.
Иногда при обнаружении и выкручивании неисправной свечи можно увидеть обгоревший или разрушенный наконечник. В этом случае следует обязательно проверить правильность распыления топлива форсункой.