По имеющейся статистике, примерно половина происходящих аварий случается в то время суток, когда плохая видимость. И это уже не сенсация. Тем не менее, замечено, что существенная часть таких аварий совершается из-за неисправности или несовершенства приборов освещения автомобиля. В этой статье рассказывается про автоматический корректор ксеноновых фар.
Самыми первыми взялись за эту проблему немцы. Они в январе 1990 года приняли законодательство об установлении на всех выпускаемых автомобилях автоматического корректора фар, или систему регулирования освещения. Спустя некоторое время, оно распространилось и в других странах. Исключение составляют те авто, которые оборудованы активной подвеской.
Автоматический корректор ксеноновых фар – это устройство, предназначенное для того, чтобы поддерживать заданное положение оси фары в плоскости по вертикали относительно к поверхности дорожного полотна, вне зависимости от того, как загружен автомобиль и условия движения (скорость, режим).
История появления корректоров фар уходит на многие десятилетия назад. Они впервые появились в пятидесятых годах на дорогих машинах. В те времена регулировка осуществлялась вручную с помощью механического привода, который был встроен непосредственно в саму фару, и назывался статическим регулятором дальности освещения. Такого рода корректоры перед поездкой осуществляли компенсацию изменения наклона кузова после осуществления загрузки автомобиля.
До семидесятых годов эти системы усовершенствовались, и регулировать их можно было уже с места водителя. Для этого применялись различные дистанционные приводы, такие как: вакуумные, гидравлические, электрические и пневматические. Спустя некоторое время выяснилось, что все подобные системы не оправдали себя. Вызвано это было тем, что водителю было затруднительно определить точно, насколько требуется поднять или опустить фары, учитывая еще и степень загруженности автомобиля. Исправить эти неудобства помогли системы регулирования освещения, которые стали автоматическими.
Используемые автоматические системы.
В современных моделях машин доминируют два вида автоматических корректоров фар – это динамический и квазистатический.
В квазистатической системе автоматика реагирует непосредственно на наклон кузова, который изменяется под влиянием всевозможной нагрузки. Если же скорость машины большая, то изменяется под воздействием силы сопротивления воздуха. Изменение такого вида происходит редко, поэтому от этой системы значительной скорости реагирования не требуется.
Квазистатическая система состоит из 2 сенсоров расположения автомобильного кузова, которые связанны специальными рычагами с осями автомобиля. Также в нее входит электронный блок управления; исполнительные механизмы; дублирующий ручной регулятор света, который устроен на панели приборов (точно так же, как и в статических регуляторах).
Установка необходимого наклона фары выполняется при помощи исполнительного механизма по команде электронного блока управления. Электронный блок управления использует для этого данные о том, как расположен кузов от датчиков уровня пола, и про скорость движения от датчиков антиблокировочной системы тормозов.
Следующим этапом в развитии автоматических корректоров фар стало появление дорогостоящих динамических систем. Истинная необходимость их введения в комплектацию автомобиля настала после того, как появились ксеноновые фары, которые излучают большущую энергию светового потока, и являются более опасными при неправильной регулировке. Даже недолговременное облучение этими фарами может водителя, находившегося во встречном автомобиле, надолго ослепить.
Существенное различие динамической системы корректировки ксеноновых фар заключается в скорости реагирования на то, как изменяется положение кузова. Здесь эта скорость составляет доли секунды. Это дает возможность электронике крепко удерживать световой луч фар на одном и том же уровне при разных ситуациях, таких как разгон, торможение, повороты, движение по неровным дорогам.
Для того чтобы повысить надежность автоматических корректоров ксеноновых фар и срок их службы, регулярно проводятся разработки бесконтактных датчиков. Они в будущем должны сменить потенциометры, которые являются на сегодняшний день наиболее распространенными. Увеличение требований к работе в экстремальных условиях, либо дорожных, либо погодных, явилось толчком к смене потенциометров. Автоматические корректоры ксеноновых фар предназначены для установки на любой вид и любую марку автомобиля.
Тема о регулировке дальности освещения близка к теме общей регулировки фар. Транспортный поток в наше время на дорогах настолько большой, что значительное влияние на безопасность ночного движения оказывает именно точная регулировка фар. Поэтому автомобилисты «на отлично» должны знать основные принципы данной процедуры.
Регулировка и проверка фар производится на плоскостном экране, который установлен перпендикулярно к горизонтальной плоскости пола. Плоский экран имеет соответствующую разметку, на которой ломаная линия выступает главным ориентиром в процедуре регулирования света автомобильных фар.
Для проведения такого рода операции потребуется выполнение ряда необходимых требований.
- Во-первых, на машине должны быть шины только одинаковые. В них необходимо проверить и отрегулировать давление, а при завершающей регулировке нужно учесть нагрузку на водительское сиденье, которая обязательно должна соответствовать весовой категории водителя.
- Во-вторых, положение ручных регуляторов дальности освещения должно быть нулевым. Такое положение должно соответствовать не загруженному авто.
- В-третьих, автомобиль необходимо установить относительно экрана в таком расположении, чтобы параллельно экрану размещалась ось задних колес. Иными словами, ось симметрии автомобиля должна совпадать с плоскостью, которая разделит пополам дистанцию между фарами. От того, насколько точно установлен автомобиль, будет зависеть и точность регулирования фар.