Преимущества и недостатки использования рамы в машине – тема горячо и давно обсуждаемая, и похоже бесконечная. Конструкторские идеи производителей автомобилей постоянно вызывают новые эмоции и темы для споров у авто-владельцев. Чего только стоят такие идеи, как выпуск внедорожника с рамой или кроссовера с отличными качествами внедорожника. Если сравнивать современные автомобили с машинами прошлых лет, то можно заметить существенные перемены в конструкции рамы. Поклонники «офф – роуда» остаются горячими приверженцами автомобилей с рамами. Разговор сегодня пойдёт не о недостатках и достоинствах применения рам в автомобилях, а про технологический процесс ремонта рам.
Рама представляет собой основу, на которой устанавливаются различные детали автомобиля, такие, как система управления, ходовая часть, двигатель, агрегаты трансмиссии. Эта основа называется шасси, в том случае, если на ней не установлен кузов. На неё также устанавливают кузов автомобиля. История машиностроения рассказывает нам о том, что изначально все автомобили были оснащены рамой, и что в её изготовлении использовались различные материалы, начиная от дерева и заканчивая металлическими трубами. Но наибольшее распространение получило изготовление рам из профиля прямоугольного сечения. Рама до сих пор является основой в производстве грузовых автомобилей. Интересной особенностью обладают конструкция автомобиля марки «Tatra», являющейся хребтовой. Но это эксклюзивный вариант использования рамы, который не применяет больше не один производитель автомобилей.
На заре автомобилестроения двигатели машины имели жесткое крепление к раме за счёт использования лапок. Это давало особую устойчивость закрепленному двигателю, но одновременно вся вибрация двигателя автомобиля передавалась на раму. Если вы смотрели кадры кинохроники, показывающие первые автомобили, то могли заметить, как они тряслись после того, как происходил запуск автомобиля. Этот дискомфорт вскоре удалось преодолеть. Были изобретены резиновые подушки, которые и стали использовать для установки двигателя и трансмиссии. Устранив один недостаток, конструкторы получили другой, решением которого они занимаются по сей день. Теперь конструкторская мысль направлена на усиление жёсткости рамы при скручивании, без утяжеления конструкции. Решить эту задачу достаточно сложно, особенно, для таких автомобилей, как внедорожник
В начале прошлого века были попытки перейти на выпуск автомобилей без использования рамы. Ещё до войны, в тридцатые годы, в Европе начался выпуск автомобилей с несущим кузовом, но только по окончании войны этот принцип изготовления автомобилей получил широкое распространение у производителей.
Производители автомобилей Америки достаточно долгое время были приверженцами выпуска автомобилей с рамами. Объяснение этому можно найти в пристрастии американцев к смене дизайна автомобиля. Ежегодная смена внешнего вида автомобиля становилась достаточно простой процедурой, ведь достаточно заменить крылья, багажник и капот, оставив без изменения шасси, и можно объявлять о выпуске новой модели.
Но время идет, и использование рамы в производстве автомобилей теряет свою актуальность. Всё больше применяется полу-несущий кузов вместо лонжеронной рамы даже в выпуске внедорожников и пикапов. Автомобили с рамой медленно уходят с занимаемых ими позиций и уступают место автомобилям с несущим кузовом.
Объяснение этому процессу очень простое, достаточно сравнить количество недостатков и достоинств рамы в производстве автомобиля.
Безусловно, конструкция автомобиля с использованием рамы более проста, и обладает некоторыми преимуществами. У этих автомобилей большая часть нагрузки приходится на раму, что обеспечивает меньший уровень вибрации и шума. К тому же, изменить дизайн автомобилей этой конструкции не составит труда. Существенным достоинством является и то, что автомобиль с рамой значительно проще вытащить из большой лужи с грязью, где он мог застрять в условиях внедорожья. Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о достоинствах.
Рассмотрим недостатки.
Прежде всего, упомянем стоимость и вес автомобиля. Для изготовления рамы используются лонжероны закрытого сечения, что приводит к утяжелению конструкции. У подобных машин высокий центр тяжести, и деформации рамы и кузова, что ухудшает управляемость автомобилем. Современный несущий кузов превосходит по сопротивлению на скручивание плоскую раму внедорожника. Наибольшим изъяном автомобиля с рамой считается возникновение проблем с программированием зон деформации в случае дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время существенное внимание уделяется безопасности автомобиля, и одним из главных показателей считается возможность предсказать деформацию кузова при ударе в результате аварии. По этим показателям модели машин с несущим кузовом превосходят автомобили с рамой.
Американским производителям удалась попытка в построения больших рамных внедорожников с такими свойствами, что в момент столкновения и возникновения деформации рама активно поглощает кинетическую энергию от удара, тем самым спасая жизнь людей. И, тем не менее, рост внедорожников с несущим кузовом продолжается, вытесняя тем самым своих собратьев с рамой.
Как бы там ни было, любителей рам в автомобилях все же достаточно много. Среди авто-владельцев такой автомобиль считается вечным. У рамных автомобилей кузов не несёт таких больших нагрузок, как у машин с несущим кузовом. За счёт использования рамы он менее подвержен деформации и коррозии.
Если сравнить легковой автомобиль и рамный внедорожник 15-ти летнего возраста, то можно заметить существенную разницу. Многие, наверное, обращали внимание и делали сравнение между деформированными просевшими кузовами «седанов», которые со временем начинают напоминать «обмылки», и хорошо сохранившимися внедорожниками с рамой.
Во время технологического процесса ремонта рам встретить деформацию и трещины на раме удаётся редко, поскольку лонжеронная конструкция рамы достаточно устойчива к подобным повреждениям. Подобная проблема может возникнуть при чрезмерном использовании автомобиля, или при ДТП. Если вы покупаете подержанный внедорожник, и при его осмотре заметили следы ремонта на раме, то лучше отказаться от покупки подобного автомобиля.
Технологический процесс ремонта рамы отличается большими затратами времени и труда. Основными показателями в успешном проведении этой работы служат такие факторы, как наличие соответствующего оборудования для рихтовки и высокого профессионального уровня специалиста. Рамный внедорожник закрепляется за раму в отличие от легкового автомобиля, который крепится к стапелю за несущие элементы кузова машины.
Что касается стоимости производимых работ при ремонте рамы внедорожника, то она не особо отличается от стоимости ремонта других автомобилей. Эта разница объясняется тем, что для качественного ремонта внедорожника потребуется больше времени, знаний и работы. Самый большой объём работ бывает в том случае, если автомобиль пострадал при аварии, и приходится тратить много времени на, так называемые, «костоправные» работы.
Существенную часть стоимости ремонта автомобиля составляет цена деталей машины, используемых во время их замены. Цена деталей для вашего автомобиля в основном зависит от того, сколько ему лет. Если вашему автомобилю уже добрый десяток лет, то вы вполне можете купить крылья и капот для внедорожника по вполне разумной и доступной цене. Для этого вполне достаточно поискать детали на авто-базарах.
Основными потребителями дорогостоящих услуг автосервиса являются владельцы новых внедорожников с повреждённым кузовом. Стоимость проведения ремонтных работ у подобных автомобилей не столь велика по сравнению со стоимостью деталей, например, цена нового кузова «джипа» может превышать стоимость ремонта практически в два раза.
После того, как рама автомобиля отремонтирована, возникает необходимость в проверке соответствия её геометрии с исходными размерами. Рамы мало подвержены коррозии.