» » Дорожные условия и безопасность дорожного движения

Дорожные условия и безопасность дорожного движения

Дорожные условия и безопасность дорожного движенияСтатистика - наука безжалостная. Она подводит результат человеческой деятельности, предоставляя иногда такие данные, о которых хорошо бы задуматься всем авто-владельцам. В течение прошлого 2010 года в результате дорожно-транспортных происшествий в Москве и области погибло более 21 тысячи человек. Теперь задумайтесь над этой цифрой. Причин того, что каждый год, по сути, умирает небольшой город, конечно, много. Начиная от не совсем трезвого, мягко говоря, водителя, до собаки, которая неожиданно выскочила на проезжую часть дороги. Но сегодня в статье «Дорожные условия и безопасность дорожного движения» хочется поговорить о такой причине аварий, как недостаточное сцепление шины автомобиля и дорожного покрытия во время сложных погодных условий.

 

Толщина радиальной низко-профильной шины автомобиля составляет всего 5 мм. На автомобилях, укомплектованных современными шинами, и того меньше. Грузовые машины также не являются обладателями толстых шин, их толщина в основном не более 10 мм.

 

А теперь представьте вес автомобиля со всем содержимым, и каким воздействиям подвержена поверхность шины под этим весом. При движении автомобиля в хороших дорожных условиях - по сухой и качественной дороге, шины справляются с предъявляемыми им требованиями без особых усилий. Конечно при одном условии – давление воздуха в шине автомобиля должно составлять 2,1 - 2,3 bar. В таком режиме шины работают у тех авто-владельцев, которые внимательно и бережно относятся к своему автомобилю. Приходится часто наблюдать такую картину - машина с полуспущенным колесом при развороте наезжает на бордюр тротуара или  камень. В этот момент и появляется вздутие на поверхности шины, а иногда она может попросту лопнуть.

 

Самая большая неприятность поджидает владельца автомобиля тогда, когда он движется на большой скорости по мокрой от дождя дороге. Что же происходит с шинами при езде во время неблагоприятных дорожных условий?

 

Происходит, так называемое, «аквапланирование». Суть его заключается в том, что шина автомобиля плохо сцепляется с дорожным полотном, и движется не по дороге, а по воде. Происходит эффект всплывания. Ещё хуже, если шина, что называют, «лысая»,  со стёртым, низким рисунком протектора, да и давление воздуха в ней оставляет желать лучшего.

 

Вы обращали внимание, что при движении автомобиля по дороге во время дождя перед колёсами образуется своеобразный вал из воды? Проводимые в таких условиях испытания показали, что давление у вала воды может быть до 2 bar, а высота от 1 см до 3 см. Если у автомобиля ширина протектора шины составляет 15 см, то сила, с которой водяной вал вклинивается между дорогой и шиной, может увеличиться до 30 – 40 кг.

 

Вы видели, как начинает водить, а потом и крутить автомобиль на дороге, едва смоченной лёгким летним дождиком? Началось аквапланирование. Вовсе не обязательно, чтобы у автомобиля при этом была большая скорость, достаточно и 100 км/час. И первое, что приходит на ум при виде подобной ситуации, так это мысль о том, что у автомобиля «лысая резина», и даже хорошие тормоза ему могут и не помочь.

 

Существует различие в том, как начинается аквапланирование между автомобилями с передним и задним приводами.

 

При движении на автомобиле с передним приводом  водитель может не почувствовать, когда началось аквапланирование, поскольку оно начинается с задних колёс. Он даже может в этот момент прибавить газ, пытаясь обойти идущую впереди автомашину. Он её обходит, снижает скорость, сбросив газ, машину разворачивает поперёк дороги и…. Тот автомобиль, который идёт следом, очень даже успешно врезается в боковую часть, непонятно куда спешившего гражданина на автомобиле с «лысой резиной».

 

А что же автомобиль с задним приводом? Здесь другая ситуация. Аквапланирование ощущается сразу, поскольку автомобиль перестаёт слушаться руля, и достаточно большой лужи, чтобы получить ту же ситуацию, что и в приведенном выше примере.

 

Производители шин выпускают протекторы с крупным направленным рисунком, с изменённым поперечным профилем. В какой-то мере это способствует безопасности дорожного движения и предупреждению аварийной ситуации на дороге, хотя аквапланирование при определённых условиях присуще любым протекторам. Если брать во внимание состояние наших дорог, то протекторы у автомобилей снашиваются быстро и не способствуют безопасности передвижения.

 

Подчас автолюбитель, проявив невнимание, устанавливает шину неправильно, т.е. против рекомендуемого производителем направления движения. Канавки на протекторе шины служат отводом  для воды, которая попадает под колёса при движении автомобиля. Но когда протектор установлен неправильно, то происходит обратный процесс.

 

Но это не последние неприятности, которые могут случиться с протекторами. Когда автомобиль с низким давлением воздуха в протекторе, да ещё на большой скорости двигается по дороге, может возникнуть процесс вхождения шины в режим критической скорости качания, что приводит к тому, что шина лопается.

 

Что же происходит с шиной, когда автомобиль двигается по дороге? Прежде всего, это деформация. Назовём место соприкосновения шины и дороги пятном контакта. Деформация шины приходится только наполовину этого пятна, на что расходуется часть мощности двигателя автомобиля. После того, как шина прошла центр пятна контакта с дорогой, деформация переходит на другой участок шины, и за счёт этого процесса и происходит движение. Основная часть энергии, затраченной при отталкивании шины от дороги, возвращается, на внутреннее трение шины тоже расходуется энергия. При низком давлении воздуха в шине расход топлива увеличивается, а накат автомобиля уменьшается.

 

Если автомобиль передвигается с большой скоростью, то процесс восстановления деформации шин ухудшается, что вызывает колебания, которые усиливаются каждым последующим элементом  пятна контакта протектора. Шина  нагревается, ухудшается прочность резины, сцепление с кордом, что приводит шину в негодность.

 

Для каждой модели автомобиля предназначены определённые шины, в характеристики которых заложен показатель максимальной скорости движения автомобиля при их использовании. В том случае, если давление воздуха в шине меньше, чем положено, показатель максимальной скорости, при которой используется подобная шина, уменьшается.

 

В том случае, если планируется длительная поездка на максимальной скорости, то учитывая рекомендации ГОСТа 4754, следует давление воздуха в шинах повысить на 0,03 МПа (0.3 bar).

 

Одним из факторов безопасного дорожного движения автомобиля считается эластичность шин. При повышенной эластичности и низком давлении воздуха происходит, так называемый, «боковой увод». Автомобиль отклоняется от прямого движения, которое задают передние колёса. Способствует боковому уводу и сильный порывистый ветер, а также движение вдоль дорог. В этот момент происходит деформация шины в поперечном сечении по отношению к первоначальному положению контактного пятна, независимо от положения колёс.

 

Для того чтобы исключить боковой увод,  не рекомендуется устанавливать на заднюю ось автомобиля диагональные шины а на переднюю радиальные. Если подобное произошло, то это приводит к увеличению эластичности шин передних колес по сравнению с эластичностью установленных сзади колёс.

 

Протектор изнашивается быстрее, если Вы любитель ездить на большой скорости. Дело в том, что при большой скорости задняя часть контактного пятна скользит по дороге и происходит преждевременный износ элементов шины. Как следствие- ухудшение устойчивости автомобиля.

 

Стоит упомянуть и ещё об одном факторе не в пользу движения на большой скорости. Когда только начинается дождь и автомобиль выезжает на мокрую дорогу, вода начинает вклиниваться под колёса. В это время за сцепление автомобиля с дорогой отвечает только центральная часть пятна контакта. Если шины плохо накачаны, то вполне возможен снос автомобиля.

 

На покрытой водой дороге коэффициент сцепления шин с дорогой на 25%  меньше чем при движении автомобиля по сухой трассе. В тот момент, когда только начинается дождь, этот процент увеличивается до 50.

 

Хочется в заключение сказать пару слов авто-владельцам, которые не оказывают должного внимания состоянию протекторов своего автомобиля. Не надо постоянно надеяться на русский «авось». Подумайте о собственной безопасности.

22-01-2011, 15:18 | Ирина Гудкова
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: