В настоящее время большим спросом пользуются автомобили с автоматической трансмиссией. Главное преимущество автоматической коробки передач - повышенная комфортность вождения. Автоматическая трансмиссия увеличивает эксплуатационный срок двигателя. В статье «Советы по вождению авто с автоматической трансмиссией» мы расскажем Вам об особенностях вождения автомобиля с АКПП.
Основное назначение автоматической трансмиссии (АТ) или АКПП сводится к управлению автоматикой. Переключение с одной передачи на другую происходит за счет изменения давления масла в АКПП.
Основные достоинства АКПП:
1. За счет того, что трогание с места происходит плавно, улучшается комфортность вождения, снижается утомляемость водителя.
2. Ресурс двигателя увеличивается, потому что уменьшается нагрузка на двигатель и на ходовую часть автомобиля.
3. По песку, снегу и другим непрочным грунтам повышена проходимость.
Недостатки АКПП по сравнению с механической коробкой:
1. Динамические показатели разгона слабые;
2. Из снега или грязи сложнее выбраться враскачку;
3. Некоторые приемы активной безопасности при прохождении поворотов в управляемом заносе, при силовом скольжении и др. невозможно выполнить.
4. И, наконец, дороговизна ремонта и сложность устройства системы в целом.
Основные режимы работы АКПП.
Водитель переключает режимы с помощью рычага выбора диапазонов. Для того, чтобы выбрать нужный режим работы АКПП, необходимо переключить рычаг селектора в положения, которые имеют буквенные и цифровые обозначения. У разных типов автоматических трансмиссий внешнее оформление и количество положений рычага переключения разные. Рычаг выбора диапазона имеет несколько положений. Обозначение бывает буквенное и цифровое.
«3» - Рекомендовано при движении по неровной дороге, при частых остановках. Обозначает, что движение разрешено на первых трех передачах.
«2» - Рекомендовано при движении по извилистым горным дорогам только на первых двух передачах. Запрещено переключение на третью и четвертую передачи.
«1» - Этот диапазон максимально реализует режим торможения двигателем. Рекомендован он на крутых спусках и только на первой передаче.
Режим P. Его еще называют паркинг. Рычаг селектора отсоединен от трансмиссии, а выходной вал заблокирован. Такой режим используют для надежного удержания автомобиля при длительной остановке.
Режим R. От слова реверс. Двигатель в этом режиме соединяется с трансмиссией. Такой режим используют, двигаясь задним ходом.
Режим D. Драйв. При этом режиме движение возможно с любой скоростью. Переключение с первой по четвертую передачу происходит автоматически. В обычных условиях рекомендуется применять именно этот режим.
Помимо стандартных режимов есть еще ряд специальных режимов:
Экономичный режим. Название говорит само за себя. При таком режиме расход топлива минимален, а переключение передач более плавное. Такой режим рекомендован при спокойной манере езды. Правда, автомобиль при этом теряет свою динамичность.
Спортивный режим. Он дает водителю возможность использовать максимальную мощность автомобиля. При этом обеспечены хорошие показатели ускорения.
Зимний режим. Этот режимотвечает за управление автомобилем на заснеженной дороге. Переключение передач происходит аналогично экономичному режиму. По данному режиму, автомобиль чаще всего будет стартовать со второй или третей передачи.
Режимы понижающих передач. Используют их при движении на невысоких скоростях по пересеченной местности, бездорожью и т.п. При таких режимах наиболее эффективно использование торможения автомобиля двигателем. Обозначения этих режимов не сильно отличаются на автомобилях разных марок.
Режим N. Нейтрал. По мнению специалистов, неправильное применение данного режима чревато самыми тяжелыми последствиями. Режим нейтральный применяют во время буксировки на небольшие расстояния. А чтобы избежать перегрева трансмиссионного масла, нужно скорость максимально снизить.
Советы и рекомендации:
1. До того, как Вы заведете мотор, нужно проверить положение селектора. Он должен быть установлен в положениях P или N.
2. В холодную пору года, мы рекомендуем Вам до начала движения поочередно перемещать рычаг по всем положениям. И только потом можно включить один из диапазонов движения. При этом следует некоторое время удерживать автомобиль тормозом. Двигатель при этом работает на холостых оборотах.
3. До начала движения автомобиля нажмите на педаль тормоза, переведите рычаг в нужную позицию. При этом не надавливайте на педаль управления дроссельной заслонкой. Только после того, как услышите характерный легкий толчок и после снижения оборотов холостого хода Вы можете отпустить педаль тормоза. Начинайте движение, надавливая на педаль газа.
4. Масло во всех агрегатах должно прогреться до рабочей температуры. До этого стоит избегать динамичной езды.
5. Повышающая передача – не для езды по городу.
6. При тяжелых дорожных условиях используйте диапазон «2».
7. Помните, что переключать на ходу рычаг выбора диапазона можно не во все положения. Нельзя при движении вперед переводить рычаг в положения «Р» и «R». В эти положения рычаг переводят, только если автомобиль остановлен.
8. Без крайней необходимости не следует во время движения переводить рычаг в положение «N».
9. При переводе селектора из «3» положения во «2» положение увеличивается эффективность процесса торможения двигателя, принудительно включается пониженная передача. При снижении скорости до 50 км/ч можно перевести селектор и в положение «1».
10. Если требуется быстрый разгон, то следует перевести селектор из положения «3» («D») в положение «2». Следите за тем, чтобы не перекрутить двигатель.
11. Если Вы только недавно пересели на автомобиль с АКПП не поддавайтесь привычке во время разгона вручную включить следующую передачу, переходить на пониженную передачу в начале торможения. В первые дни пока Вы привыкните, советуем Вам даже убрать левую ногу подальше от педалей. Вы рискуете вместо несуществующего сцепления нажать на тормоз.
12. Для получения ускорения быстро нажимайте до упора педаль газа, а затем резко отпускайте ее. При этом в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Это режим kick-down. При дальнейшем нажатии автомобиль максимально быстро разгоняется. Не пользуйтесь kick-down без необходимости, так как это сокращает ресурс агрегата.
13. Для кратковременных остановок нужно обязательно удерживать автомобиль нажатием на педаль тормоза. Это следует делать для того, чтобы автомобиль не тронулся с места на холостом ходу.
14. Переводить рычаг в положение «N» рекомендуется только при длительных остановках, например, в уличных пробках или в жаркую погоду для того, чтобы предотвратить перегрев масла в АКПП.
15. Для того чтобы надежно зафиксировать автомобиль на стоянке на ровных участках дороги Вам вполне достаточно положения «Р». А если машина находится на уклоне, то обязательно включение ручного тормоза и только после этого установить рычаг в положение «Р».
16. Если Вам приходится постоянно пользоваться прицепом, то не помешает установить дополнительный радиатор в системе охлаждения АКПП. Если автомобиль полностью загружен или Вы производите буксирование прицепа, то лучше использовать диапазоны «3» и «2». А вот разгон следует начинать на диапазоне «1» и только при скорости около 40 км/ч можно перевести селектор в положения «2», «3» или «D».
17. Если Ваш автомобиль забуксовал в снегу или в грязи, то нужно включить режим «1». Плавно отпускаем тормоз, обеспечиваем медленное вращение колес.
18. Если Ваш автомобиль с АКПП нужно буксировать, то запомните, что транспортировка на нейтрале («N») возможна только на скорости до 50 км/ч и на расстояние до 50 км. Если двигатель Вашего автомобиля может работать сам, то лучше его включить. А если расстояние транспортировки более 50 км, то лучше воспользоваться эвакуатором или хотя бы разъединить трансмиссию.
19. Периодически осматривайте АКПП, следите за уровнем масла.
20. При неполадках, проведите диагностику. А ремонт лучше провести в специализированной фирме.
В статье «Советы по вождению авто с автоматической трансмиссией» мы дали Вам основные рекомендации по правильному вождению автомобиля с АКПП.