Среди авто-владельцев существует неписаный свод правил, следовать которому, значит уважать себя и других участников движения на дороге. Этот, так называемый, «водительский этикет», включающий в себя опозновательные сигналы знаки безопасности, формировался не один год, и его правила в сочетании с правилами дорожного движения могли бы хорошо регулировать безопасность передвижения, если бы те и другие соблюдались всеми водителями.
Основным правилом всех водителей является правило «УДД», которое расшифровывается, как « Уступи дорого дураку». Правило актуально на сегодняшний день. Часто, особенно на трассах, можно наблюдать такую нелицеприятную картину, как спор между одним водителем авто и автомобилями, следующими за ним. При малейшей попытке обгона подобный водитель пытается увеличить скорость или выехать на полосу обгона, одним словом, всячески препятствует обгону. Страсть к высокой скорости и жажда лидерства уместна на спортивных соревнованиях, а не на простых дорогах. Забывая об этом, можно оказаться в таком дорожно-транспортном происшествии, что не останется живого места ни от автомобилей, ни от самих водителей и их пассажиров. Поэтому, увидев на дороге подобного лихача, лучше пропустить его во избежание аварийной ситуации, если он пытается вас обогнать. Когда вы встретите на дороге водителя, который всячески пытается препятствовать его обгону, лучше не пытаться этого делать.
Столь не любимую всеми водителями «зебру» ещё пока никто не отменял. Не забывайте останавливаться перед этой боевой раскраской дороги в том случае, если видите пытающегося перейти дорогу пешехода. Ведь вы сами тоже не всегда играете роль водителя. Согласитесь, будет глупо заводить автомобиль только для того, чтобы купить хлеб в стоящей напротив вашего дома булочной. И вы сами будете благодарны водителю, который пропустит вас на «зебре».
Важно во время движения не включать дальний свет так, чтобы он ослеплял движущуюся на встречу автомашину. Возможно, вам очень хочется похвастать мощностью фар своего автомобиля, но, тем не менее, безопасность движения значительно важней. Значительно разумней приглушить дальний свет и переключить на ближний в случае, если на встречу движется автомобиль.
Вам приходилось оказываться в ситуации, когда никак не выехать на главную дорогу из двора собственного дома? Что вы чувствовали в этот момент? Вот такие же чувства испытывает и водитель, которого вы можете увидеть, двигаясь по основной дороге. Пропустите его, дайте возможность выехать на главную дорогу.
- Широко распространена среди водителей, так называемая, «Азбука световой сигнализации».
Этой азбуке уже не один десяток лет и первыми, кто начал её использовать, были водители-дальнобойщики, которые переняли эту традицию во время заграничных поездок ещё в советские времена. Традиция светового опознавательного сигнала, знака безопасности получила широкое распространение среди водителей.
Например, если движущийся вам навстречу автомобиль подаёт два коротких сигнала фарами, это значит, что впереди стоит машина работников ГИБДД, которые с помощью радара выявляют нарушителей скоростного режима на дороге. Хорошо это, или плохо - невозможно сказать точно. Но одно можно утверждать с полной уверенностью, что даже если на дороге нет сотрудников ГИБДД, и встречный автомобиль пытается таким образом предупредить вас о том, что на трассе авария, заграждающая дорогу, то тем самым он делает вам неоценимую услугу. Представьте на мгновение, что может в такой ситуации случиться, если вы едете на большой скорости. Вы не успеете затормозить и окажетесь участником той аварии, о которой вас и пытался предупредить водитель встречного авто.
Подобная азбука знаков безопасности и опознавательных сигналов чем-то сродни азбуке Морзе с той лишь разницей, что подаётся с помощью света фар и звукового сигнала.
В том случае, если следующий за вами автомобиль подаёт один длинный сигнал дальним светом фар, значит, он просит о том, что бы вы уступили ему дорогу. При этом может быть подан и звуковой сигнал. Когда вы не успеваете обогнать попутную машину, подайте длинный сигнал дальним светом фар встречному автомобилю. Это значит, что вы обратились к нему с просьбой о том, чтобы он прижался к правой стороне дороги и дал вам возможность продолжать движение.
В том случае, если вы оказались в городской пробке и водитель встречного автомобиля подаёт вам короткий сигнал дальним светом фар, означает, что он вас пропускает. Так бывает, когда владельцу подающей сигнал машины надо повернуть, предположим, на боковую улицу.
Если обогнавший вас автомобиль продолжает движение с включенным левым поворотником по встречной полосе, то это опознавательный сигнал о том, что на встречной полосе нет транспорта, и вы можете последовать за ним.
Если дорога разделена на два направления бордюром, барьером или двойной осевой линией разметки, и водитель, находящийся на крайней левой полосе, подаёт опознавательный сигнал при помощи включения левого поворотника, это обозначает просьбу для идущей впереди машины, чтобы та перестроилась в правый ряд. Часто используют этот знак безопасности в сочетании с одним длинным сигналом дальних фар.
Предупредительным знаком безопасности о запрете обгона является знак, который вы можете увидеть на таких автомобилях, как автобус, грузовая фура – включенный левый указатель поворота. У больших автомобилей обзорность значительно лучше, и он подает вам опознавательный сигнал, что на встречной полосе есть транспорт, которого вы могли не заметить. Подобный сигнал в сочетании с включёнными тормозными огнями широко используется на узких трассах.
Если впереди идущий грузовой транспорт или автобус включает правый указатель поворота, это означает, что дорога свободна и возможен обгон.
Просьба о том, чтобы уступили дорогу, выражается включением аварийной световой сигнализации для транспорта, двигающегося навстречу. Это служит опознавательным сигналом для машины, которая двигается по встречной полосе, чтобы она прижалась к обочине, поскольку вы не успели сделать обгон.
Если вы дали возможность вас обогнать, немного прижавшись к правой стороне, и обогнавшая машина подала сигнал включением аварийной сигнализации, это значит, что водитель говорит вам спасибо.
В том случае, если автомобиль, который двигается перед вами, совершает резкое торможение и при этом включает аварийную световую сигнализацию, этот знак безопасности говорит о том, что впереди какое-то препятствие для дальнейшего движения.
- Существуют несколько подобных правил и для передвижения по дороге в ночное время.
Световой опознавательный сигнал с помощью ближнего света (мигание 2-3 раза) подается в том случае, если автомобиль на встречной полосе ослепляет вас. Всегда переключайте дальний свет фар на ближний, если заметили двигающуюся навстречу машину. Ведь вам неприятно, когда слепят дальним светом, не забывайте, что другие водители испытывают те же чувства.
В случае, когда вы двигаетесь в ночное время по дороге с мало интенсивным движением, и решили обогнать автомобиль, который движется перед вами, то следует выключить дальний свет фар и включить ближний, и только после того, как совершен обгон, дозволительно опять включить дальний свет.
Водитель автомобиля, который обгоняют, заметив обгоняющую машину, должен выключить дальний свет, если он включен, и переключить на ближний свет фар. Включить дальний свет можно только тогда, когда обгоняющая машина завершит манёвр обгона и удалится на большое расстояние. Причём, расстояние между автомобилями должно быть таким, чтобы задняя машина при включённом дальнем свете фар не слепила водителя передней машины через зеркала внешнего обзора дороги.
Если ситуация на дороге складывается так, что, например, вам надо уйти на обгон впереди идущего автомобиля или повернуть на ближайшую улицу, и возникла необходимость подать световой опознавательный сигнал для других движущихся по дороге автомобилей, старайтесь не злоупотреблять световыми сигналами безопасности.
Дело в том, что подавая слишком много световых опознавательных сигналов и знаков безопасности, водители других автомобилей не смогут правильно вас понять, расценив совсем по-другому поданный сигнал, вполне может возникнуть аварийная ситуация. Важен ещё один момент, подав какой бы то ни было световой сигнал, даже если это не относится к азбуке сигналов и знаков безопасности, не забывайте его выключить после совершения того или иного маневра на дороге. Очень часто бывает так, что водитель давно повернул, а поворотники всё показывают его желание совершить поворот.
- Среди водителей есть и определённые опознавательные сигналы, которые остальных авто-владельцев призывают оказать помощь.
К ним можно отнести различные жесты. Любой автомобиль может неожиданно сломаться, а водитель оказаться в ситуации, например, голосующего на обочине человека. Причин тому может быть сколь угодно много.
Если вы заметили человека с тросом, это говорит о том, что по какой-то причине ему необходима буксировка. Вы сейчас могли подумать, что этот человек может вызвать эвакуатор. Но надо вспомнить о том, что подобная услуга - довольно дорогостоящее удовольствие, и не каждый водитель в силу финансового положения может ею воспользоваться.
В том случае, когда вы видите человека, стоящего с канистрой в руке, это может обозначать просьбу о том, чтобы вы помогли добраться до АЗС. Возможен и такой вариант, если вы видите человека с полной канистрой не далеко от заправки, значит, он просит подвезти его до своего автомобиля.
Бывает и так что, например, на обочине дороги стоит человек с колесом или с домкратом. Сразу понятно, что у него проблемы, связанные с заменой колеса.
Мало, кому известен жест, скрещенных буквой Х, рук. Такой опознавательный жест свидетельствует о необходимости оказания медицинской помощи. Возможно, человек поранил руку и нуждается в перевязочном материале, которого может не оказаться в аптечке автомобиля, или что-то другое.
На этом можно закончить маленький ликбез по теме водительского этикета подачи различных опознавательных сигналов и знаков безопасности на дороге. Надо не забывать об элементарной вежливости и взаимовыручке, ведь каждый из водителей может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь. Как знать, как может распорядиться судьба, и кто, тот человек, которому вы окажете помощь.