Каждый год в нашей стране угоняют более ста тысяч единиц автомобильного транспорта. В одной только столице ежедневно путем кражи меняют своих владельцев более 80 машин. По стране в розыске всего находятся более 2 миллионов автомобилей. В России есть несколько разных баз данных по автомобильному транспорту. Для начала, это база данных производителей – ГАЗ, ВАЗ и т.п. Производители всегда ведут учет номеров выпущенных ими автомобилей. Втора база данных - это база таможни на автомашины, которые ввезены из-за рубежа. Раскрытие преступлений такого вида составляет лишь порядка 45%. Вместе с тем, в компетентных кругах достаточно давно известна методика розыска похищенных автомашин путем сравнения баз данных между собой. В статье «База данных, поиск угнанных автомобилей» пойдет речь пойдет речь о том, как найти украденное у вас авто.
Таким образом, любой автомобиль, который законным образом приобретен на территории Российской Федерации, должен фигурировать в одной из этих баз данных. Далее, есть базы данных зарегистрированного автомобильного транспорта, которые разделены по региональным ГИБДД. Эти базы данных формировались в советское время по принципу «как Бог на душу положит». Они не сведены воедино и имеют разный формат. Другими словами одной общей базы данных на весь транспорт, который зарегистрирован в России, просто не существует. И напоследок, есть база похищенного автомобильного транспорта, в ней хранятся сведения об автомобилях, которые были похищены за весь период ведения учета.
Поисковая логика достаточно проста: берету базу данных по автомобилям, которые состоят на учете в ГИБДД некого региона, и сравнивают ее с базой данных ввезенных (или выпущенных) автомобилей. Если записи совпадут, значит, машина приобретена законным методом. Если записи различаются, значит, номера двигателя или кузова были изменены, сходя из этого, автомобиль, по всей вероятности, имеет криминальное прошлое.
Подобный алгоритм поиска разработали в г.Тольятти в конце 90-х годов, он достаточно успешно применялся и применяется по сей день для поиска машин одним из частных детективов. Так как базы данных имеют разный формат, никто не работает над их автоматизированием, все автомобили проверяются вручную. Естественно, «пробивать» каждую угнанную машину в ручную – это дело даже не нескольких суток, на работу может потребоваться несколько недель. Так что любой здравомыслящий человек, без особого стимула не начнет заниматься этим. Учитывая заработную плату наших работников правоохранительных органов, можно уже смериться с мыслью, что если вам не поможет счастливая случайность, то найти машину не представится возможным.
Попытки автоматизировать данный процесс были предприняты сотрудниками МВД, но, судя по всему, не особенно активно и безуспешно. Так, одно из подразделений компаний «Формоза» некоторое время назад разрабатывало компьютерную систему «Калина», предназначение которой было - стать новым элементом розыска похищенных автомобилей и системы регистрации транспорта, но подразделение было закрыто и дальнейших сведений о продолжении разработок у нас нет.
На сегодняшний день сотрудники отдельных подразделений ГИБДД начали работать над проведением проверки автотранспорта по базе выпущенных автомобилей при постановке на учет, однако, это происходит, естественно, в масштабах не всей страны. Помимо всего прочего, при этом нельзя выявлять автомашины уже состоящие на учете, которые незаконным путем обрели нового владельца.
В конце 90-х годов много работников спецслужб, которые занимались расследованием хищений автотранспорта, искали способы облегчения своей работы. Многие, интересуясь передовыми технологиями, занялись усовершенствованием упомянутого выше алгоритма поиска автотранспорта. Процесс обработки был автоматизирован, в результате чего можно было проверять не отдельные автомашины, а полностью всю базу регистрации транспорта по региону. Это очень удобно, так как большинство автомобилей, реализуются в пределах одного региона, редко когда угонщики для продажи преодолевают большие расстояния. В идеале, конечно, было бы создание общегосударственной базы, но для начального уровня такой метод будет весьма действенным.
Обработка транспорта по одной взятой области на тестах занимала всего несколько суток, в результате обработки можно было идентифицировать и выявить все похищенные ранее и состоящие ныне на учете автомашины, а также автомобили, которые были выпущены с дубликатами номеров идентификации (которые не учел завод). Программа могла не только определить, что автомобиль имеет измененные агрегатные номера, но и выдать предположение, какими они могли быть ранее (на основе статистики о перебиваемых номерах, которая была собрана за все время работы: к примеру, чаще всего перебивали «3» на «8», «1» на «4»и т.п.).
Разработанная программа была продемонстрирована в МВД, где ею даже заинтересовались, но не предприняли никаких действий по организации внедрения, да еще и предложили автору самому общаться с автомобильной инспекцией. В одиночку создателю не было возможности самому эксплуатировать данную программу. Оказались безуспешными попытки заинтересовать страховые компании, а ведь большая часть похищенных машин была застрахована, страховщики при успешном внедрении программы могли бы возместить свои убытки. Угон – это одна из основных статей расхода автомобильных страховщиков. Совокупные выплаты по этому риску в нашей стране, по экспертным оценкам, составляют более 5 миллиардов рублей ежегодно.
Итог. Если бы у нас в стране существовала единая база данных, поиски угнанных автомобилей были бы уже делом времени. В настоящее время получается так, что нахождение угнанного автомобильного транспорта никому не интересно и не нужно, а ведь найти похищенную машину достаточно просто, было бы должное желание заняться этим. И не надо терять надежду, если ваш автомобиль угнали много лет назад, он еще может вернуться к законному владельцу.