Вы помните, как еще несколько лет назад существовал незыблемый и четкий алгоритм производимых действий, в случае если у вас появились проблемы с пуском двигателя зимой: для начала надо проверить наличие на свечах искры, потом проверить исправность пускового автомата и подачу топлива в поплавковую камеру карбюратора. Если все показатели в норме, то быстро да еще при условии низких температур найти причину вряд ли представилось бы возможным. Однако куда теперь лезть, бортовая электроника уже давно начала самостоятельно «думать», причем не редко в разы лучше, чем человек? Снова проверять искру? Большой необходимости в этом уже нет. Помните, как раньше трамблеры постоянно заставляли переживать за состояние собственной крышки или пригоревшую группу контактов. Сейчас, когда все перешли на модули зажигания, до свечей искра почти всегда дойдет. Будет гораздо полезнее провести несколько другие проверки. Про то, как легко завести авто зимой и будет написано в нашей статье.
Все исправно, но все равно ничего не работает.
Сразу хочется оговориться, что все сказано ниже будет применимо только исправным инжекторным автомобилям, двигатели которых пускались при более теплой погоде без особых капризов. Другими словами проблемы вроде неработающего стартера или «севшего» аккумулятора рассматривать мы не будем. Как показывает практика, в большинстве случаев невозможность пуска двигателя обусловлена неверным составом топливовоздушной смеси. Способ проверки его известен уже давно – для этого достаточно вывернуть любую из свеч и взглянуть на ее электроды. Если присутствуют отложения черного цвета – это свидетельство того, что смесь переобогащена (если, проверке не предшествовали безрезультатные и долгие попытки завести мотор). Если цвет электродов нормальный (светло-коричневый), не стоит забывать о другой крайности, которая существует – чересчур бедная смесь. Тут без газоанализатора диагностика невозможна. В любом из вариантов свечи лучше поменять (также не надо забывать, что свечи имеют свой срок службы и нуждаются в периодической замене) и вновь попробовать поработать стартером.
Программа виновата?
Надо учитывать, что каждая машина имеет свой предел холодного пуска. Например, двигатели инжекторных ВАЗов будут отказываться заводиться уже при -28С – это придел, который указан и в руководстве по эксплуатации.
Даже на сервисной станции, если температура воздуха будет ниже данной отметки, вам лишь укажут на столбик градусника и посоветуют ждать потепления. У стареньких иномарок – есть и свои особенности. Большинство моделей ввезено в нашу страну неофициально (через дилеров). Неудивительно, что итальянский или немецкий автомобиль не рассчитан на российские морозы, поэтому в программе электронного блока управления низких температур не заложено вообще. «Лекарство» тут одно - нужно менять прошивку на ту, которая бы соответствовала климату, благо такие программы уже давно разработаны и довольно широко используются. Подобную процедуру рекомендовано провести владельцам ВАЗов «десятого» поколения (с шеснадцатиклапанным двигателем), которые были выпущены в конце 90-х годов. Причина в них простая: прошивка, которая использовалась в них, имела большое количество огрехов, на данный момент они все успешно устранены.
Что же делать с составом топливовоздушной смеси, где искать «корень зла»?
Вопреки распространенному мнению кислородный датчик тут совершенно не при чем. Блок управления учитывает его показания лишь после прогрева мотора до достижения рабочей температуры. Проблема часто скрывается в ДОЖ (датчике температуры охлаждающей жидкости), если мотор когда-либо был перегрет, вероятность отказа во много раз возрастает. «Бывалые» водители часто предлагают решить проблему пуска холодной машины установкой потенциометра с ДОЖ.
На самом деле, «играя» с сопротивлением, не редко удается убедить «мозг» машины в том, что температура воздуха ниже, чем на самом деле. Блок управления в ответ дополнительно обогащает топливную смесь и увеличивает длительность впрыска. Хочется отметить что, потенциометр подключают на место ДОЖ (а не вместе с ним) к его клемме. После того как был произведен пуск, и двигатель хорошо прогрет клемму надо вернуть к ее «родному» датчику (зажигание при этом надо не забыть выключить). Подобный вариант вполне работоспособен, однако действовать следует очень осторожно, так как вы вручную изменяете сопротивления. Не сложно догадаться, переобогащенная смесь далеко не всегда выступает гарантией того, что двигатель хорошо заведется – такие эксперименты чаще всего заканчиваются залитыми свечами.
Есть еще один метод, который приходит в голову при вопросе «Как легко завести автомобиль зимой?», предназначен он для случаев, если по каким-либо причинам давление в топливной рампе оказывается ниже нормы. Как правило, в этом виновен регулятор давления топлива или электробензонасос. Опытные водители советуют всего лишь пережать шланг «обратки». Легко догадаться, к чему это может привести на практике: в случае лопнувшего топливопровода, запустить двигатель точно не удастся.
Ищите и найдете.
Естественно, все причины невозможности запустить двигатель зимой предугадать трудно – их ровно столько, сколько механизмов, которые отвечают в машине за успешный исход. Смело можно утверждать лишь одно: двигатель исправной машины должен завестись при любой температуре, которая оговорена в инструкции по технической эксплуатации. Если этого не произойдет, надо искать именно причины, а не способы пуска мотора любой ценой. Если подозрения упадут на один из датчиков, их обоснованность проверить можно легко, просто одолжив аналогичную деталь у знакомого или соседа по стоянке. Если таковых не нашлось есть смысл получить на время датчик в ближайшем магазине, при этом оставив соответствующий залог. Многие продавцы вовсе не против подобной временной экспроприации, хотя если они откажут вам - то их легко понять.