Перефразируя известную фразу, хвастаются многие автолюбители: «А у меня в машине газ, а у вас?». Причем они далеко не все ездят на "Жигулях" или на бюджетных "Ланосах". Среди моих знакомых, например, есть человек десять весьма состоятельных людей, и они переоборудовали свои "Паджерики" и "Лэнд Круйзеры" на газ. Радуются они при этом, как дети... Хотя, стоит вам сказать, лично я довольно скептично отношусь к ГБО. Ну, что поделать, я верю, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Именно поэтому я и решил изучить данный вопрос досконально, для того чтобы поделиться с вами своими результатами. Сейчас я вам опишу работу газобалонного оборудования автомобиля.
Голубая мечта
Для начала поговорим о теоретических преимуществах газового топлива перед бензином. Если бы газ имел аналогичное обозначение, как и бензин (АИ-95, АИ-97), то цифра бы там стояла, где-то 105. Столь высокое октановое число газу обеспечивает бездетонационное сгорание, даже если мотор раскручивают до его предельных возможностей. В «газовом» двигателе маловероятно возникновение калильного зажигания, потому как в камере сгорания при работе на газе резко уменьшается образование количества нагара. Помимо этого, газ не смывает его пленку со стенок цилиндров и не разжижает моторное масло, также при работе двигателя на газе само масло меньше окисляется, следовательно, медленнее ухудшаются его рабочие свойства и качество работы.
По словам специалистов по газу, газовоздушная смесь, которая поступает в цилиндры, является более однородной по своему составу, чем от бензовоздушная. Благодаря особым свойствам газа эта смесь сгорает с меньшей скоростью. В результате механизмы кривошипно-шатунного отдела двигателя в процессе работы испытывают щадящие нагрузки. В газе нет вредных примесей (к примеру, серы и свинца), лямбда-зонда и каталитических нейтрализаторов, которые разрушают детали камеры сгорания на химическом уровне. Все это не может не сказываться на ресурсе двигателя положительно, вплоть до его капитального ремонта. Разумеется, газ приносит минимальный вред экологии. Так как по сравнению с бензином выхлопные газы голубого топлива содержат в своем составе меньше вредных веществ: CH – в 17 раз; СО – в 20 раз; серы и иных выбросов – в 11 раз.
Исходя из всего сказанного выше, было бы вполне логичным сделать легкий вывод: по своим свойствам газ ничуть не уступает бензиновому топливу и даже по многочисленным параметрам превосходит его. Однако! Использование этого альтернативного топлива с практической точки зрения сулит определенные проблемы, порой сложно отыскать источник их происхождения. Так, по словам автовладельцев, которые установили себе на машину газовую установку за 0 и проездили с ней более чем пол года: «Она начинает ‘тупить’ при разгонах, когда вы переключаете машину на бензин». Также владельцы жалуются, что после ночи простоя, не редко на холостом ходе автомобиль глохнет: «заводиться при этом приходится по несколько раз, так как мотор спускает обороты». Однако надо отметить, что так получается тогда, когда хозяин заводит свой мотор исключительно при подключенном бензине. Быть может, виной всему мотористы-умельцы, которые не смогли отрегулировать силовой агрегат четко под бензин и газ одновременно. Сослаться они могли на капризность мотора, вроде как, он очень чуток к плохой топливной смеси.
Также виной этому может быть весьма сомнительная заправка, после посещения которой, начались данные проблемы. Сказать хочется следующее, сами владельцы ничуть не жалеют что перешли на газ: определяющий фактор при этом естественно экономия. В оправдание тому, что «винит» некачественный бензин, от них доносится фраза: «стоит попросту заливаться на хороших АЗС». Чтобы вычислить срок окупаемости установленной газового механизма надо использовать следующую формулу:
цена оборудования ГБО * 100 / средний суточный пробег автомобиля * (цена 1 л бензина * средний расход бензинового топлива - цена 1 л газа * средний расход газа)
Исходя из тонкостей эксплуатации баллона с газом, то он, понятно, съедает полезное пространство и прибавляет веса. Но для легковых машин разработаны баллоны по форме напоминающие бублик, которые устанавливаются на место запаски.
Стратегия газовой атаки
Общий ресурс мотора при работе на газу увеличивается – это уже отмечалось. Однако есть и нюансы, которые также надо учитывать. Не испарившиеся капельки бензина для клапанов являются охладителем. В газовоздушной смеси подобных капелек нет, поэтому при работе на газе вполне возможно, что будет перегрев клапанов. В таком случае специалисты советуют владельцам «газовых» автомобилей установить более раннее опережение зажигания (на 5–6 градусов), а также чуть-чуть, не более чем на 0,08 мм, увеличить в клапанах тепловые зазоры. Надо понимать, что бензин – это смазка в карбюраторе для осей заслонок, он поддерживает тамошние резиновые уплотнения в рабочем состоянии. Полный отказ от использования бензинового топлива приведет к тому, что карбюратор постепенно может превратиться в «атрофированный» орган, так что в профилактических целях иногда полезно поездить и на бензине. Порядка 40 километров в месяц будет вполне достаточно. Однако и это еще не все.
В отличие от карбюраторного мотора, который работает "сам по себе", подающие бензин в цилиндры инжекторного мотора или в сам впускной коллектор форсунки, управляются электроникой. При переходе на газобалонное оборудование они не используются, поэтому требуется дополнительный электронный блок, который будет согласовывать работу газовой и штатной бензиновой топливной системы, он должен отключать бензонасос и форсунки при переходе на газ. На двигателях с датчиком остаточного кислорода в отработавших газах (лямбда-зондом) необходима коррекция сигналов установленного лямбда-зонда, так как при работе двигателя на бензине и на газе состав отработавших газов существенно отличается, и без коррекции бортовой компьютер будет получать неверную информацию, а это, несомненно, приведет к неправильной работе мотора. Газовоздушная смесь медленнее горит, по сравнению с бензином, поэтому надо корректировать угол опережения зажигания. Вполне возможно то, что именно водители переоборудованных машин не могут в полной мере насладиться бензиново-газовой ездой без сопутствующих проблем.
В итоге. Если, прочитав данное описание работы газобалонного оборудования автомобиля, вы все-таки решились осуществить переработку, то запомните, что в машинах на газу всегда должны быть в порядке: воздушный фильтр, электропроводка и система зажигания. Нельзя допускать, чтобы автомобиль перегревался, также надо тщательно следить за посторонними запахами в салоне, в багажнике и под капотом, так как газ легко воспламеняется и очень опасен. Поэтому если в вашей машине будет установлено газобалонное оборудование, то вам следует быть предельно аккуратными. При этом надо взять себе за правило регулярно посещать станции техобслуживания.