Моторное автомобильное масло выполняет следующие функции: продлевает жизнедеятельность соприкасающихся, трущихся частей деталей, уменьшая трение между ними; не допускает или сводит к минимуму прорыв газов из камеры сгорания путем заполнения зазоров, которые есть между деталями и их частями цилиндро-поршневой группы; защищает от коррозии детали; отводит тепло от трущихся деталей; замедляет на поверхности частей двигателя образование отложений, вынося из зоны трения продукты износа. В данной публикации речь пойдет про основные характеристики моторных масел.
Моторным маслам приходится работать в достаточно сложных условиях, по сравнению с другими смазочными средствами, которые используются в автомобилях. Пластичным смазкам и трансмиссионным маслам проще выполнять свою работу, сохраняя свойства, потому что они функционируют в сравнительно одинаковых условиях с небольшими колебаниями температуры, нагрузки и давления. Моторные же масла работают в «рваном» режиме.
На одну и ту же часть масла постоянно действуют перепады механических и тепловых нагрузок, так как узлы двигателя имеют разные условия смазки. Под действием кислорода, газов, топлива и продуктов его неполного сгорания в масле происходят химические реакции. Вот в таких неблагосклонных условиях должно работать моторное масло достаточно длительное время.
Основные свойства и характеристики моторных масел.
- Вязкость – это одно из самых основных свойств моторных масел. Моторное масло, как и основное большинство смазочных средств, в зависимости от температуры, может изменять вязкость. Чем выше температура, тем меньше вязкость, и наоборот. При низких температурах для того, чтобы был возможным холодный пуск двигателя (проворачивание стартером коленчатого вала и прокачивание по системе смазки масла), вязкость должна быть не слишком большой. Когда высокая температура, то, наоборот, у масла не должна быть очень малая вязкость, чтобы оно могло создавать прочную масляную пленку между деталями, которые трутся, и необходимое в системе давление.
- Индекс вязкости – это характеристика вязкости моторного масла, которая зависит от колебания температурных показателей. Эта величина является безразмерной, то есть индекс вязкости - просто число, которое не измеряется в единицах. Чем выше в моторном масле индекс вязкости, тем в более большой температурной зоне масло обеспечивает дееспособность двигателя. Индекс вязкости для минеральных масел без вязкостных присадок составляет 85-100. А с вязкостными присадками и в синтетических маслах-компонентах индекс вязкости где-то 120-150. А мало-вязкие глубоко-очищенные масла имеют индекс вязкости коло 200.
- Температура вспышки. Эта одна из основных характеристик моторного масла показывает наличие в нем легкокипящих фракций, ну и, конечно, говорит об испарении масла в ходе эксплуатации. Хорошее масло должно иметь температуру вспышки выше 225°С. Мало-вязкие фракции быстро испаряются и выгорают у мало-качественных масел, что приводит к большому расходу масла и, конечно, к ухудшению его свойств действия при низких температурах.
- Температура застывания - это температура, при которой масло почти совсем теряет подвижность. Она характеризует при температурном снижении момент резкого увеличения вязкости, или процесса кристаллизации парафина совместно с увеличением вязкости до такой степени, что масло становится твердой консистенции.
- Щелочное число (TBN). Данная характеристика моторного масла показывает, какая общая щелочность масла, и та, которую вносят моющие и диспергирующие присадки, обладающие щелочными свойствами. Характеристика TBN описывает способность масла к нейтрализации вредных кислот, которые поступают в него в процессе хода работы двигателя, а также способность противодействовать их отложению. Чем ниже TBN, соответственно, тем меньше в масле осталось активных присадок. TBN большего количества моторных масел для бензиновых двигателей, в основном, имеет значения в рамках 8-9 единиц, а для дизельных двигателей где-то около 11-14. В ходе работы моторного масла общее щелочное число снижается, срабатываются нейтрализующие присадки. Вследствие большого падение числа TBN происходит кислотная коррозия, а также процесс загрязнения внутренних частей двигателя.
- Кислотное число (TAN) – это заключительная основная характеристика моторного масла, которая характеризует наличие в нем продуктов окисления. Абсолютное значение прямо пропорционально условиям работы масла в двигателе, то есть чем оно меньше, тем лучше условия. При окислении моторного масла повышается число ТАN.