На сегодняшнем этапе развития двигателестроения применять масла, не применяя присадки, нежелательно в силу того, что нельзя произвести такие масла, обеспечившие бы действенное предохранение двигателя. Кроме этого, нет таких масел, которые служат долговременно. Все смазочные материалы, предлагаемые сегодня, включают в себя определенный комплект добавок и присадок, общее количество которых доходит до 25%. В этой статье поговорим про добавки и присадки используемые в смазочных материалах.
Все существующие добавки и присадки, используемые в смазочных материалах, делят на следующие виды:
- Вязкостно-загущающие присадки
- Очищающие добавки
- Присадки, защищающие от износа
- Присадки, защищающие от окисления
- Присадки против ржавления и коррозии
- Ингибиторы пены
- Модификаторы трения
- Депрессорные добавки.
Вязкостно-загущающие присадки.
Действие этих присадок на состояние масла заключается в умении макромолекул метаморфизироваться под влиянием температурных факторов. Когда холодно, эти молекулы имеют спиралевидное строение, следовательно, не оказывают влияния на состояние масла. Но стоит маслу нагреться, как макромолекулы выпрямляются, и повышают вязкость масла. Таким образом, загущающие добавки и присадки, используемые в смазочных материалах, увеличивают индекс вязкости. В том случае, когда содержание вязкостных присадок в масле достигает примерно десяти процентов, такие смазочные материалы называются зимними и всесезонными.
Водитель самостоятельно может получить разные индексы вязкости путем добавления присадок и добавок. Если базовый индекс вязкости масла достаточно высокий, то присадки добавляются в меньшем количестве, но если базовый индекс низкий, то добавляется больше добавок. Впрочем, при изначально высоком содержании присадок, не следует добавлять их в смазочные материалы.
На сегодняшний день производители моторных масел добиваются того, чтобы производить смазочные материалы, обладающие слабым диапазоном вязкости. Это связано с тем, что масла с такими качествами позволят экономично расходовать топливо. Доля присадок в таких маслах невелика или совсем отсутствует. Оказывает ли влияние на двигатель высокое содержание загущающих присадок и добавок в масле? У двигателя существует много мест соприкосновения, в которых масло может подвергнуться нагрузке. Вследствие этого, сгущающие присадки разрушаются. Когда вязкость отсутствует, то и детали двигателя плохо смазываются. Помимо этого, разрушенные присадки привлекают к себе лаковые отложения и нагары. Масла с немалыми диапазонами вязкости используются в основном для спортивных автомобилей. Они направлены для применения в критических ситуациях, а не обыденных условиях.
Очищающие добавки.
Очищающие добавки и присадки необходимы в смазочных материалах для предупреждения формирования нагаров лаковых отложений на поверхностях частей мотора. Они содержат такие вещества, которые удаляют продукты окисления масла из двигателя. Кроме этого, содержание специальных компонентов позволяет измельчать большие крупицы нагара.
Детергенирующие присадки.
Эти добавки, используемые в смазочных материалах, оказывают такое же действие, как и домашние порошки, очистители и т.д. В детергентах наблюдается высокое содержание щелочи, что позволяет свести к минимуму действие кислот, которые создаются во время горения S, находящейся в топливе. Детергенирующие присадки предупреждают разложение частей мотора. Таким образом, немаловажными свойствами данных присадок являются антикоррозия и нейтрализация.
Диспергирующие присадки.
Важной функцией диспергирующих присадок является удержание загрязняющих частиц в растворенном виде в смазочных материалах. Они предупреждают оседание этих частиц на различных частях мотора, каналах и т.д. Данные присадки не позволяют загрязняющим частичкам слипаться, поддерживая их в раздробленном виде. Также эти добавки не позволяют загрязняющим частицам спечься с металлом. Само собой разумеется, что загрязняющие частицы циркулируют по смазочной системе. Было бы хорошо, если бы эта грязь не циркулировала, но это лучше, чем она спечется с металлом. Между прочим, итоги функционирования очищающих присадок, используемых в смазочных материалах, видны практически моментально после обновления старого масла. Казалось, что недавно обновил масло, всего ничего поездил – и вот тебе – масло чернющее! Поводов для волнений нет, так как в этом случае почернение масла говорит о действенности очищающих присадок. Они удалили загрязняющие частицы с поверхностей деталей мотора, нейтрализовали их.
Присадки, защищающие от износа.
Важнейшей задачей противоизносных присадок является уменьшение трения контактирующих частей мотора. Их действие заключается в том, что они всасываются в металл, образуют химическую реакцию с ним. В период функционирования, в период выработки большого количества тепла, противоизносные добавки формируют своеобразную металлическую пленку и предупреждают износ.
Присадки, защищающие от окисления.
В моторе масло функционирует систематически, и его работа осуществляется при наличии высоких температур. Это часто приводит к окислению, разложению присадок и повышению вязкости масла. Присадки, защищающие от окисления, сводят к минимуму процесс окисления, а также процесс формирования коррозийноактивных осадков, который обязательно последует за окислением. Механизм работы противоокислительных добавок и присадок, используемых в смазочных материалах, сводится к тому, что создается химическая реакция под влиянием высокой температуры, и процесс окисления сводится к минимуму.
Присадки и добавки против ржавления и коррозии.
Основной функцией антикоррозионных присадок является защита внешних оболочек частей мотора от ржавления и разъедания. Эти проблемы часто возникают из-за минеральных и органических кислот, образование которых связано с окислением смазочных материалов и присадок. Принцип их работы заключается в формировании антикоррозионной оболочки на внешних слоях частей мотора. Антикоррозионные присадки, в первую очередь, оберегают чугунные и стальные стенки цилиндров, кольца и поршни. Принцип влияния одинаков. Ингибиторы коррозии и ржавления следует отличать от противоокислительных добавок и присадок. Действие противоокислительных присадок направлено непосредственно на смазочный материал, а действие антикоррозионных присадок – на защиту внешних слоев частей мотора. Антикоррозионные добавки обеспечивают формирование качественной масляной пленки.
Ингибиторы пены.
Во время смешивания смазочного материала с воздухом во время работы двигателя, когда коленчатый вал усиленно взбивает масло в картере, нередко создается пена. Повышенное пенообразование происходит также из-за загрязняющих частиц, находящихся в масле. Частое образование пены приводит ухудшению смазки частей мотора. А это, в свою очередь, приводит к изнашиванию самих частей мотора. Ингибиторы пены (большей частью, полилоксаны и силиконы) присутствуют в смазочных материалах в виде маленьких нерастворимых капель. Функция противопенных присадок сводится к тому, что они уничтожают пузырьки воздуха. Применять антипенные добавки следует с большой осторожностью. С одной стороны, они просто необходимы, но с другой стороны, их повышенное содержание в смазочном материале может привести к образованию оксида кремния, который служит мощным абразивом.
Модификаторы трения.
Для нынешних моторов желательнее всего применять смазочные материалы с модификаторами трения. Эти добавки и присадки снижают трение соприкасающихся частей мотора. Широкую известность имеют такие модификаторы трения, как графит и дисульфид молибдена.
Депрессорные присадки (для минеральных масел).
Низкие температуры окружающей среды приводят к появлению в минеральных маслах кристаллов парафинов. В итоге, снижается мобильность самого смазочного материала, портится низкотемпературный пуск двигателя, наблюдается непроходимость масла по смазочной системе. При изготовлении масел многие производители осуществляют частичное удаление парафинов. Полностью очистить масло от парафинов неосуществимо, так как цена базового масла, при этом, сильно возрастет.