Что такое колесные цепи
Они состоят из двух продольных тросов или цепей, проходящих по окружности колес, и соединяются поперечными резиновыми «грунтозацепами» или цепями. Назначение этих цепей понятно –увеличение сцепных свойств колес на льду, на рыхлом снегу, на дорогах, покрытых грязью и прочее.
Чтобы понять пользу цепей противоскольжения, давайте представим стандартную ситуацию. Мы едем отдыхать на лоно природы после затяжных дождей. Спокойно едем по асфальту на обычных шинах. Но когда доезжаем до проселочной дороги, на которую надо свернуть, перед нами открывается грязевое болото. Вот тут и пригодятся цепи противоскольжения! Мы их надеваем на шины и без пробуксовок добираемся до места рыбалки, охоты, пикника, домика в деревне и т. д.
Пригодятся колесные цепи и зимой. С ними гораздо безопаснее ездить по гололедным трассам. А крутые обледеневшие подъемы преодолеть без цепей почти невозможно. Даже шипованная резина не всегда помогает.
Колесные цепи можно разделить на два класса: мягкие и жесткие. У мягких цепей в качестве поперечных стяжек используются резиновые армированные «грунтозацепы». А у жестких - металлические цепи. Чаще всего колесные цепи имеют два вида плетения: лесенкой и ромбом. Также они отличаются по форме и размерам звена или «грунтозацепа». Для колесных цепей используют разнообразные материалы – армированный пластик, сталь, алюминий, титан. Порою цепи дополнительно оснащают металлическими шипами.
Выбор цепей противоскольжения
При выборе цепей кроме цены необходимо ориентироваться на условия эксплуатации. Жесткие цепи лучше мягких справляются с бездорожьем. Но при этом с ними не разовьешь скорость выше 40 км/час. Так называемые мягкие цепи противоскольжения позволяют развивать приличную скорость – до 80 км/час. Они меньше вредят резине. Зато менее эффективны при сложной дорожной обстановке.
Поэтому тем, кто часто ездит по бездорожью, оптимально подойдут жесткие цепи. А водителям, которые колесят по областным дорогам, чередуя асфальтированные участки с проселками, скорее всего подойдут мягкие цепи с армированной резиной. При выборе размера звеньев цепей надо учесть следующие особенности. Чем больше толщина звена – тем выше проходимость автомобиля. Но при этом цепь имеет больший вес, хуже ездит по ровной дороге и сильнее изнашивает резину на колесах.
Колесные цепи можно монтировать на любой автомобиль. Вообще производители разделяют цепи по классам: для грузовиков, внедорожников и для легковых автомобилей. Эти цепи будут отличаться линейными размерами и толщиной звеньев. Цепи для внедорожников и грузовиков часто дополнительно усиливают шипами. Выбирая цепи, надо учитывать и профиль шин. Жесткие цепи не подходят для низкопрофильных колес размером от 50 дюймов и менее. Зато существуют для таких колес модели цепей мягкого типа.
Большинство водителей при покупке цепей ориентируются на их стоимость, забывая про качество. Дешевле всего стоят колесные цепи азиатских и российских производителей. На рынке бессчетное количество марок и производителей. Ведь делать цепи противоскольжения очень просто. Этим занимаются многие большие и крохотные металлообрабатывающие предприятия, индивидуальные предприниматели и «кустари». Впрочем, с капризами погоды эти модели вполне справятся. Но водителям, часто путешествующим по бездорожью, или коммерческим структурам, связанным с перевозками, следует отдать приоритет качеству. На нашем рынке пользуются хорошей репутацией такие марки, как российские «Красный якорь», «Металлист», австрийский Pewag, немецкий RUD. Наиболее дорогие и долговечные цепи из титана и нержавеющей стали, дополнительно армированные шипами.
Влияние цепей на шины
Все цепи повреждают шины: мягкие – меньше, жесткие – больше. Износ резины зависит от интенсивности пользования колесными цепями. Наиболее быстро изнашивается резина при движении в цепях по чистой асфальтированной дороге, при недостаточном прилегании цепей к колесу, от резких ускорений и при торможении.
Цепь может повредить и другие детали автомобиля. Например, при неисправном замке цепи, или при нарушении инструкции установки. Небезопасно превышать рекомендованную скорость на дороге. Иначе колесная цепь из-за действия центробежной силы может на скорости отрываться от колеса и методично бить по колесной арке. При худшем развитии событий замок цепи может порваться, цепь зацепится за элементы подвески (к примеру, за рычаг). А это может повлечь серьезную поломку и даже аварию. Поэтому надо тщательнее проверять состояние замков, звеньев и надежность крепления.
Как надевать колесные цепи
Чтобы достичь максимального эффекта противоскольжения колесные цепи можно надевать на все колеса. А можно их ставить только на ведущие колеса. Это даже целесообразнее при езде по плохим, но не безобразным дорогам, при пользовании от случая к случаю. Зачем изнашивать цепями все колеса при терпимых погодных условиях?
Чтобы надеть цепи, их раскладывают перед колесами точно вдоль оси движения. При этом замки на внешней стороне боковой цепи должны находиться с наружной стороны и «смотреть» вперед. Крючок на задней боковой стороне цепи должен располагаться с внутренней стороны. Затем водитель колесами заезжает на цепи таким образом, чтобы между колесом и концом цепи оставалось 20-30 см. После этого большая часть цепи надевается на колесо и защелкивается крючком с внутренней стороны. В завершении все звенья цепи уже на колесе расправляются (у мягких цепей надевается регулировочный трос) и фиксируется замок внешней боковой цепи.
По правилам надо проехать с установленными цепями пару десятков метров, чтобы цепь равномерно распределилась на колесах. А затем еще раз подтянуть замки. Технология установки не самая простая. Многие водители отказываются от использования колесных цепей противоскольжения только потому, что у них не получается правильно их установить. Однако, если попрактиковаться, то эта процедура станет привычной.