Выход из строя автоматической трансмиссии вводит в шоковое состояние «наших» владельцев автомобилей зарубежного производства. Дело в том, что даже в автосервисе специалисты не способны в полном объёме разобраться с данным новейшим агрегатом, выявить основные неисправности автоматических трансмиссий.
Конструкция автоматической трансмиссии - достаточно сложная штука, но если механизм создан человеком, то и починить его тоже возможно. Достаточно опытный водитель или человек, умеющий обращаться с инструментом, (и если учесть, что механизм не доведён до плачевного состояния) способен справиться с основными неисправностями автоматической трансмиссии, не прибегая к серьёзному демонтажу. Коробку можно не снимать с автомобиля.
Однако длительная эксплуатация авто с неисправной коробкой приведёт к значительному износу многих деталей и узлов конструкции. В этом случае, избежать серьёзного ремонта с заменой довольно дорогих запчастей не получится. Любые работы, связанные с автоматическими агрегатами автомобиля - дело не из лёгких, но некоторые основные проблемы можно решить, воспользовавшись необходимым инструментом и смотровой ямой (эстакадой).
При наличии неполадок с двигателем, необходимо сначала устранить их, а также обязательно отрегулируйте работу двигателя на холостых оборотах, устраните любые сложности в цепи «карбюратор – педаль газа». И только потом уже принимайтесь за коробку переключения скоростей и всё, что с ней связано.
Прежде чем заехать на эстакаду, проверьте состояние жидкости, которая залита в автоматическую трансмиссию. Дело в том, что эта жидкость, помимо смазывания, выполняет ряд дополнительных функций: передача усилия в гидротрансформаторе, функционирование в гидроприводах различных механизмов и т.д. Наличие чёрной жидкости с резким запахом гари говорит о серьёзном повреждении автоматической коробки. В процессе эксплуатации следует внимательно следить за цветом жидкости. Незначительное потемнение и появление «лёгкого аромата» всё же возможно. Водителю необходимо помнить, что исправность автоматической трансмиссии зависит от своевременной замены такой жидкости, и экономить на этом препарате не следует. В противном случае, серьёзного и дорогого ремонта не избежать.
По цвету жидкости в автоматической трансмиссии иногда можно определить «виновника» его изменения. Наличие пузырьков говорит о недостаточном уровне жидкости. При этом могут возникнуть пробуксовка или сложности при переключении передач. Очень важно периодически и правильно проверять уровень жидкости. Внимательно изучите инструкцию к авто, а именно тот раздел, в котором весь процесс подробно расписан. Если уровень упал до минимального значения, то необходимо проверить автоматическую трансмиссию на наличие течи. При устранении течи через задний сальник, прокладку нижнего поддона или через повреждённые трубки охлаждающего контура, демонтаж коробки можно не проводить. Стоит отметить, что в большинстве случаев причиной утечки являются повреждения шлангов контура охлаждения. Заметим, что обнаружить источник течи не так-то просто. Дело в том, что посредством потока воздуха при движении автомобиля жидкость разбрызгивается по всем узлам. Чтобы определить источник, необходимо насухо протереть коробку и после кратковременной езды проверить проблемный участок автоматической трансмиссии снова.
Проникновение воды в жидкость приводит к образованию эмульсии, и жидкость становится белёсого цвета. Вода в этом случае попадает только при разгерметизации радиатора охлаждения АКПП.
Оптимальный режим переключения передач обеспечивается посредством связующего троса от коробки до дроссельной заслонки карбюратора. Обнаружить данный привод очень легко. Задача привода заключается в изменении работы клапанов автоматической трансмиссии в зависимости от степени нажатия на педаль газа. Неправильная регулировка такого привода приведёт к несвоевременному включению необходимой передачи. Следует проверить состояние троса на наличие разрывов и лёгкость его перемещения. Причиной его затруднительного движения может стать образование грязных и ржавых налётов. Это легко исправить. Достаточно почистить и помазать. При сильном изгибе троса следует изменить его положение, и обеспечить его работу при большем радиусе. После устранения неисправностей автоматической трансмиссии, при необходимости отрегулируйте данный привод. К сожалению, точной инструкции по регулировке дать невозможно, так как это дело - сугубо индивидуальное, и проводить его придется «методом тыка». Вам очень повезло, если описание подобного процесса упомянуто в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.
При наличии подключения к вашей автоматической трансмиссии дополнительных вакуумных магистралей, необходимо тщательно осмотреть их трубки и шланги. Совершенно недопустимо наличие трещин, которые являются «виновниками» образования утечек, а так же образование вмятин и перегибов, которые могут перекрыть подачу воздуха.
Если воздушная магистраль подсоединена непосредственно к автоматической трансмиссии, то это говорит о наличии вакуумного регулятора. Чаще всего, именно он является основной причиной неисправностей. Неисправности этого элемента могут привести к неспособности автоматической трансмиссии к переключению.
О выходе из строя вакуумного регулятора говорит наличие густого синего дыма из выхлопной трубы автомобиля. Дело в том, что жидкость подсасывается в двигатель. Причиной является пробой диафрагмы, через который жидкость поступает в магистраль, соединённую с впускным коллектором. Обнаружить это очень просто: снимаем трубку со штуцера и смотрим. Наличие жидкости говорит о необходимости замены вакуумного регулятора. Нахождение жидкости в данной конструкции недопустимо!
Проверим, насколько точно передаётся команда от рычага переключения передачи на коробку. Для регулировки привода необходимо рукоятку селектора установить в положение «Р». Следующим шагом будет установка в аналогичное положение расположенного на ней рычага, привод от коробки при этом отсоединён. После произведённых действий положение рычагов будет соответствовать друг другу. Теперь подсоединяем привод, при необходимости регулируя его длину, добиваясь постановки наконечника на его «законное» место. Устройство регулировки, как правило, представляет собой паз с контргайкой или резьбовую гайку. При наличии тросового привода во время регулировки двигается его оболочка.
Чтобы определить степень и точность основных неисправностей того или иного механизма автоматической трансмиссии, опытные механики сначала проводят испытания автомобиля на ходу, а затем делают необходимые замеры давления жидкости в магистралях на специальном стенде. После проведения необходимых сравнений и измерений, профессионалу не составит большого труда с определением проблемного механизма автоматической трансмиссии.
Если вы являетесь владельцем необходимого оборудования, в частности, точного тахометра и нескольких манометров, соответствующих по своим характеристикам приложенному руководству, а также имеете в наличии инструкции по проведению ремонта и обслуживания автомобиля, то провести необходимые замеры вы сможете самостоятельно.
Для того чтобы провести проверку автоматической трансмиссии на наличие основных неисправностей, необходимо подсоединить к соответствующим штуцерам на коробке передач шланги манометров. Принадлежность каждого из штуцеров, а также места подсоединения манометров, указаны в инструкции по проведению ремонта. Выводы о характере неисправностей автоматической трансмиссии можно сделать, проведя сравнительный анализ показаний манометров с величинами, приведенными в руководстве по ремонту и эксплуатации авто.