Круиз-контроль - настоящий помощник для автомобилиста. Без него путешествия стали бы весьма утомительными. В статье «Описание круиз-контроля автомобиля» мы расскажем Вам, что такое круиз-контроль, как он работает.
Что такое круиз-контроль?
Круиз-контроль представляет собой небольшой компьютер. Он обычно располагается под капотом либо за приборной панелью. Подключается к дроссельному контролю и к нескольким датчикам. Датчики сообщают системе скорость автомобиля и положение дроссельной заслонки. Система отслеживает любое нажатие кнопок, а также изменение положения педалей управления. Анализируя, система получает достоверные данные о требуемой скорости. Дроссельный клапан регулируется при помощи пневматического привода. Процесс регулирования дроссельным клапаном мощности и скорости двигателя происходит из-за ограничения количества воздуха, который поступает в двигатель.
Основная масса систем круиз-контроль работает совместно с системой управления, применяющая пропорциональный контроль, интегральный контроль, контроль производный.
1. Пропорциональный контроль
При такой системе контроля происходит регулирование дросселем пропорционально разницы между необходимой скоростью и фактической скоростью. Если круиз-контроль в Вашем автомобиле установлен на скорость 60 км/ч, а фактически скорость движения автомобиля 50 км/ч, то дроссель будет открыт шире, чем, если бы автомобиль двигался со скоростью 55 км/ч. Чем ближе скорость автомобиля к заданной скорости, тем медленнее он будет разгоняться. А если Вы находитесь на достаточно крутом холме, то автомобиль может вообще не разгоняться.
2. Интегральный контроль
Этот контроль отвечает за ускорение автомобиля в гору. С его помощью достигается необходимая скорость и происходит удержание на ней. Если Ваш автомобиль, поднимаясь в гору, начинает замедлять ход, то приоткроется дроссельная заслонка, Вы можете какое-то время замедлять ход. А через определенное время, интегральный контроль откроет дроссельную заслонку больше. Автомобиль чем дольше двигается на скорости меньше требуемой, тем большую ошибку расстояния получает вся система. Разница между тем расстоянием, которое автомобиль прошел в действительности, и тем расстоянием, которое он мог бы пройти при движении с требуемой скоростью, рассчитывается за определенный промежуток времени.
3. Контроль производный
Ускорение является производной от скорости. Ускорение позволяет системе своевременно отреагировать на изменения дорожной обстановки. Если ваш автомобиль замедляет ход, круиз-контроль анализирует ускорение и еще до того, как скорость вашего автомобиля заметно изменится, отреагирует открытием дроссельной заслонки.
Адаптивный круиз-контроль
Вместо устаревших систем первого поколения, на смену приходят системы адаптационного контроля. Такая система позволяет учесть расстояние до впереди идущего транспортного средства и автоматически настроить автомобиль на безопасную скорость. Система использует радар. Его устанавливают за радиаторной решеткой. Он посылает вперед сигнал, и по скорости его возвращения определяет расстояние до впереди идущего автомобиля. При этом происходит корректировка скорости.
Адаптивный круиз-контроль также как и обычный круиз-контроль удерживает автомобиль на заранее установленной скорости. Отличается же от него тем, что эта система автоматически настраивает скорость для поддержания необходимого расстояния между автомобилями в той же полосе движения. Если впереди идущий транспорт начинает замедлять свой ход либо вдруг обнаруживается на пути иной объект, то система начинает посылать сигнал на двигатель и тормозную систему для того чтобы замедлить движение. Как только дорога окажется свободной система начнет ускорять автомобиль до заданной скорости. Достигается это при помощи радиолокационного датчика, цифрового сигнального процессора и продольных контроллеров.
Такой адаптивный круиз-контроль прекрасно работает одновременно с системой экстренного торможения. Система активного контроля помогает водителю избежать столкновения с впереди идущим транспортом. Если же круиз-контроль не успевает снизить скорость, то система подает водителю аудио сигнал, чтобы водитель нажал на тормоза или повернул в сторону.
Системы постоянно развиваются. Системы не только помогают водителю, но и создают условия для безопасной езды. Однако все же на первом месте стоит человеческий фактор.
В статье «Описание круиз контроля автомобиля» мы ознакомили Вас с системами, которые способны облегчить работу водителя.