При отсутствии электроэнергии автомобили современных марок безжизненны. «Доползти» до автосервиса можно и на аккумуляторе, но сделать это не всегда удается. Старайтесь избежать поломки генератора. Поэтому сегодня поговорим о том, как проводится проверка работы генератора автомобиля.
Устройство генератора выглядит довольно просто, если, конечно же, не вдаваться во все тонкости инженерии. В современных моделях автомобилей используют трехфазный генератор переменного тока, который состоит из статора (заключенная в корпус, неподвижная внешняя обмотка) и ротора, который вращается внутри этой неподвижной обмотки.
Сначала сам генератор получает ток от АКБ, этот ток поступает на обмотку ротора, тем самым создавая магнитное поле, необходимое для работы. Чтобы подвести ток к ротору, используют коллектор со щетками, которые выполняют роль скользящего контакта. АКБ и электросистема автомобиля используют только постоянный ток, и для этого генератор снабжают выпрямителем, встроенным в корпус.
При техническом обслуживании автомобиля нужно проверять напряжение электричества, состояние и само состояние ремня, если есть расслоения и трещины, то его необходимо срочно заменить.
Чтобы обезопаситься от перегрузок, используют транзисторное реле-регулятор, которое поддерживает напряжение 12,5 – 13,5 вольт, в большинстве случаев, это реле монтируют на корпусе генератора.
По конструкции генератора на данное время самым распространенным считается классический навесной генератор, в виде отдельного устройства он устанавливается снаружи двигателя автомобиля, и ротор приводится в возбуждение от коленчатого вала ременной передачей. Этот вариант сегодня самый удачный, такая модификация обеспечивает легкость снятия и установки генератора для ремонта и замены. Есть другие предложения по конструкциям генератора, например, интегрировать генератор в двигатель автомобиля. В этом случае роль ротора выполняет маховик мотора, снабженный обмоткой, а статорная внешняя обмотка устанавливается в картере.
Проверка работы генератора автомобиля.
При снятии провода с аккумулятора, когда двигатель работает, можно повредить сам генератор и всю бортовую электронику.
На панели автомобиля расположена контрольная лампочка заряда АКБ, которая в современных автомобилях служит источником информации о состоянии энергосистемы. При нормальном режиме этот индикатор должен загораться вместе с другими индикаторами при включении зажигания, и гаснуть после того, как двигатель запустится. Если лампочка зажигается, то это показывает, что в цепи есть нужное напряжение и ток, а когда гаснет, то это указатель того, что генератор работает и нормально отдает ток. Если индикатор ведет себя по-другому, то есть какие-то неисправности.
Причиной не загоревшейся лампочки, в первую очередь, может служить разряженный аккумулятор, а также разрыв электроцепи – проводки, контакт на «массу», выход из строя лампочки или предохранителя. Это может возникнуть и при поломке самого генератора при плохом контакте щеток коллектора, при их стирании или из-за поломок в реле-регуляторе.
Аналогичные проблемы с реле, электроцепью и щетками могут быть, когда индикатор не гаснет, при слабом мигании при запуске двигателя. В таком случае причина в ослаблении или обрыве ремня привода, или в поломке выпрямительного блока. Это может быть знаком крупной неприятности, такой как замыкание или обрыв в обмотках, которое происходит по причине поломки реле-регулятора.
Для более тщательной проверки работы генератора автомобиля на некоторых станциях ТО предусмотрены специальные стенды.
На автомобилях со средним и большим пробегом возникают проблемы с генератором. В первую очередь, изнашиваются подшипники, где вращается сам ротор. Это можно определить по характерному шуму. При износе подшипников ухудшается контакт щеток, и контрольная лампочка так же может мигать.
По теории, ресурса работы генератора автомобиля должно хватать надолго - это простое устройство, и особо нечему здесь ломаться. Но на практике большую часть ресурса забирает коррозия. Это главный враг всех электроприборов машины. Российский климат к этому располагает, как нельзя, лучше: перепады температуры, влажность, осадки, дорожная соль загоняют автомобили на СТО гораздо раньше, чем планировали сами конструкторы и хотят сами авто-владельцы.
Через какое время надо спешить на СТО, единой формулы не предусмотрено. Временами мигание индикатора означает мелкие неполадки, с которыми можно ездить очень долго без серьезных последствий. Но если индикатор мигает через реле-регулятор, то впереди нас ждет замыкание и перегорание обмотки, после чего генератор полностью идет на замену. В большинстве случаев, эту неисправность можно определить по потери в емкости АКБ. Определить причину неправильного горения лампочки невозможно. В старых автомобилях «впихивали» вольтметры, которые проясняли кое-какие вопросы, но их посчитали лишними, они занимают место на панели, решили, что хватит и одной лампочки, чтобы понять, что с автомобилем что-то не так, и его надо гнать в автосервис.
Единственное, что вы можете сделать сами, это распылить аэрозоль WD-40 или аналогичный ему - это поможет при мелких неполадках в виде влаги на контактах и проводке. Если этот метод не помог, то поезжайте на станцию технического обслуживания, иначе рано или поздно сядет аккумулятор. Это очень часто возникает при городской езде с частыми стоянками и запусками автомобиля. Аккумулятор можно носить домой для зарядки от сетевого зарядника, но для продвинутого водителя это не вариант. Вся техника должна работать правильно и автономно.
На СТО.
Сейчас редко встретишь того, кто занимается ремонтом генератора автомобиля самостоятельно. Потому что надо найти неисправность, для этого надо проверить всю электроцепь, а это можно сделать только на профессиональном оборудовании. Самому можно только подтянуть гайки, и подтянуть или заменить ремень генератора.
Даже не стоит проявлять инициативу по самостоятельной замене генератора, причина может быть совсем не в нем, а в неисправности реле или проводки. Исключение составляют только генераторы с механическим износом, они характерно шумят. В остальных случаях надо обратиться на станцию технического обслуживания. Сервисов на сегодняшнее время великое множество, и на них выполняется любой ремонт, проверка работы генераторов автомобилей и их обслуживание, как старых моделей, так и новых. На некоторых СТО для авто массовых моделей можно сдать старый генератор в зачет отремонтированного, бывшего в употреблении, или нового генератора.
Если генератор автомобиля сломался в дороге, его можно попробовать починить самому.
Для этого отсоедините провода, снимите генератор и разберите корпус.
Вероятность причины поломки генератора следующая:
- Замкнула и перегорела обмотка. При таком положении вы ничего не сделаете, и продолжайте путь на аккумуляторе.
- Посыпались подшипники. Если нет запасных подшипников, то сделать тоже ничего не возможно.
- Если перетерся провод катушки генератора. В этом случае можно попытаться отремонтировать. Зачистите концы провода от изоляции и соедините их. Можно заизолировать, если проводов перетерлось несколько. Соберите генератор и установите его на место. Катушку генератора надо будет поменять.
- При залегании щеток коллектора. При попадании грязи или масла на коллектор или щетки ток может вообще не проходить или проходить в очень малом количестве. Для устранения поломки надо вынуть щетки, затем необходимо промыть щетки и сам коллектор бензином, а после просушить. Также можно пройтись по коллектору мелкой наждачкой. После этого следует все тщательно вытереть.
- Если определить поломку вам не удалось, соберите генератор и поставьте на место, так как с ним соединен ремень вентилятора. Для проверки работы автомобильного генератора, определения поломки, и последующей замены или ремонта проследуйте в специализированный сервисный центр.