Система зажигания включена. Стартер нормально вращает коленчатый вал автомобиля, но двигатель не подает признаков жизни. Это одна из самых распространенных ситуаций. Давайте обозначим причины неполадки, когда стартер крутит, но двигатель не работает.
- Система зажигания.
Стартер может крутить, а двигатель при этом не работать из-за того, что система зажигания неисправна или, как говорится в народе, «нет искры». В двигателе не происходит искрообразование, которое нужно для воспламенения топлива.
Как в этом можно убедиться? Сначала надо удостовериться, что топливо поступает в цилиндры двигателя. Сильный запах несгоревшего бензина, исходящий из выхлопной трубы в момент, когда стартер крутит коленчатый вал, признак того, что нет искры. Сильный запах бензина может ощущаться и в салоне автомобиля, и под капотом авто.
На некоторых системах (ТВI и, конечно же, карбюраторные системы) можно убедиться визуально в наличии топлива. Для этого надо снять кожух или крышку воздушного фильтра.
Свечи зажигания.
Свечи отходили свой срок службы, выгорели электроды, либо они загрязнились углеродистым отложением или другим продуктом сгорания топлива или масла, пробит керамический изолятор, все это мешает нормальному запуску двигателя, а иногда запустить двигатель вообще невозможно. И если меньше цилиндров в двигателе, тем хуже его запускать в сложившейся ситуации.
Даже если свечи неисправны, вы должны услышать отдельные хлопки, которые свидетельствуют о редких вспышках бензина в цилиндрах двигателя. В случае «заливки» свечей (это случается в сырую и холодную погоду), советуем продуть цилиндры. На всех системах впрыска этот режим возможен - при полном выжатом акселераторе и при вращаемом стартером коленчатом вале (обороты должны быть не более 600 в минуту), РСМ очень обедняет смесь, и поэтому будто бы продувает цилиндры и свечи. В большинстве случаев это помогает запустить автомобиль. Но главный и лучший совет - это использование свечей, предусмотренных для данного типа автомобиля и своевременная их замена.
Высоковольтная часть системы зажигания (крышка распределителя, ВВ - провода, катушка зажигания).
Эту часть вероятных обстоятельств, из-за которых стартер крутит, но двигатель не работает, надо рассматривать вместе со свечами зажигания. Хотя и существуют некоторые свои особенности. Выход из строя высоковольтной части автомобиля может проявлять себя в следующих условиях: при повышенной влажности, во время дождя, мокрого снега, тумана, после неправильной мойки автомобиля (в большинстве случаев при использовании аппаратов высокого давления), и при холодной погоде (хотя это встречается редко). При неисправностях наблюдаются отдельные хлопки в глушителе автомобиля, запуск будет затруднен, а в мокрую погоду вообще двигатель не заведется. В продаже существуют средства, облегчающие запуск автомобиля в сырую погоду, такие как осушители катушки и крышки зажигания, осушители проводов на основе жидкого силикона. Они выталкивают влагу из высоковольтной системы автомобиля. Но не пользуйтесь этими средствами постоянно, лучше замените неисправные элементы и забудьте о проблемах надолго.
Электронная часть системы зажигания.
Это сложная и самая серьезная группа неисправностей, она напрямую связана с поломками РСМ, модулем зажигания, распределителем зажигания (обмотка, магниты), неисправностью датчиков. Самому разобраться будет очень сложно, советуем обратиться на станцию технического обслуживания.
- Неисправности топливной системы.
Эта группа неисправностей двигателя (стартер при этом крутит коленчатый вал) выражается в том, что бензин по разным причинам не подается в саму систему впрыска двигателя. В чем причина:
Неисправен топливный насос или его система включения.
При включенном зажигании, при запуске двигателя слышно легкое гудение в автомобиля, в задней его части. Это говорит о работе бензонасоса, который создает нужное давление в топливной системе перед самим запуском двигателя. Через пару секунд насос отключится с помощью специального реле, и бензонасос встанет в режим ожидания. Сигнал на включение бензонасоса поступает при запуске двигателя, во время вращения коленвала стартером. И двигатель начинает работать.
Если вы не услышите характерного звука при включении зажигания, вам надо проверить: предохранители (они присутствуют на некоторых моделях), реле включения бензонасоса на предмет его исправности, а также разъем подключения питания бензонасоса. На большинстве автомобилей предусмотрен, так называемый, prime connector – это контакт красного цвета, расположенный под капотом, который позволяет включать бензонасос напрямую, обходя реле. Надо только подать «+» на контакт.
Если автомобиль при таком включении заработал, то неисправно реле или датчики, которые дают на него сигнал на включение. При подключенном на прямую бензонасосе можно добраться до ближайшего СТО и провести там более подробную проверку. Некоторые противоугонные системы (самопального производства) могут блокировать цепь, которая включает бензонасос. Проверьте и этот момент.
Загрязнение топливопровода, топливоприемника и топливного фильтра.
В очень редких случаях, если автомобиль заправлен грязным топливом, содержащим водо-маслянные эмульсии или крупную грязь, возможно сильное засорение топливного провода и его элементов, что приведет к поломке бензонасоса или затруднению прохождения бензина к системе впрыска. При такой ситуации поможет только полная промывка топливной системы (придется снять бензобак и продуть топливный привод), и скорее всего, придется заменить бензонасос. Желательно провести такой ремонт в автосервисе.
Неисправность регулятора давления топлива.
Такая неисправность приводит к тому, что в топливной системе не создается давление, необходимое для впрыска топлива, и большая часть бензина попадает в канал «обратки». В таких случаях двигатель автомобиля удается завести, но он работает неустойчиво, увеличивается расход бензина, и ухудшаются показатели динамики. Нужно срочно менять регулятор, и желательно на СТО.
Неисправности системы впрыска топлива.
Здесь очень много может быть неисправностей, которые требуют профессионального ремонта и диагностики. Эти неисправности, в конечном итоге, приводят к проблеме запуска двигателя при исправных других системах, по причине отсутствия импульса на инжекторах (или форсунках). Такая проблема возникает при нарушении проводки в моторном отсеке, не рабочем состоянии некоторых датчиков или самого РСМ. Эти неисправности очень сложные и мы их рассматривать не будем. Среди всех причин проблем запуска двигателя, эти причины занимаю 10-20 процентов.
Во всех автоматических и некоторых механических коробках передач стоит блокировка стартера. Сигнал от зажигания поступает на коробку передач, и если выключатель находится в замкнутом положении (в положении «N» или «P»), сигнал поступает на втягивающее реле стартера автомобиля. Многие автомобили комплектуются как автоматической коробкой передач, так и механической. Электропроводка у них может быть похожей (сигнал от зажигания идет сначала к коробке передач). При использовании механических коробок передач, и если нет датчика положения «N», то с наружной стороны коробки стоит перемычка от контактной группы зажигания и от стартера. При езде по кустарникам или подобным препятствиям эту перемычку можно оборвать, и стартер не будет работать. Проводов, следующих на автоматическую коробку передач, много, но стартерные провода самые толстые, и оба входят в состав жгутов из трех или четырех проводов.