Тормозная система автомобиля относится к самым важным и ответственным системам в автомобиле. Жизнь Ваша и Ваших пассажиров напрямую зависит от ее исправности. Тормозная система состоит из тормозных колодок, дисков, барабанов, цилиндров и тормозных приводов. Процесс торможения автомобильного колеса происходит при помощи трения неподвижной детали о подвижную деталь. Фрикционные накладки прижимаются к тормозному диску или барабану и останавливают вращение колес. Каким образом происходит износ колодок, мы расскажем Вам в статье «Как определить износ тормозных колодок».
Особенности производства тормозных колодок
Тормозные колодки изготавливаются в виде металлической пластины. На такие пластины производители наносят специальный фрикционный материал. В состав этого материала входят синтетический каучук, смолы, модификаторы и прочее. Всего около 300 компонентов. У каждого производителя своя уникальная рецептуру. Фрикционный материал отличается высоким коэффициентом трения. Как только истек срок службы колодок, автомобиль начинает терять управляемость. Вот почему очень важно своевременно менять изношенные детали. Причем надо менять сразу комплект тормозных колодок. Меняют одновременно на передние или задние колеса. Тормозные колодки подбирают по размеру, соответствующему модели Вашего автомобиля.
Частота замены колодок
Для разных автомобилей существуют свои рекомендации по частоте замены тормозных колодок. Но в среднем считается, что тормозные колодки надо менять через каждые 8 тысяч километров пробега автомобиля. На частоту замены влияет не только количество пройденного пути, но и стиль езды, качество самих тормозных элементов, перепад температур окружающей среды и т.д.
Если водитель предпочитает спокойную езду, то тормозные колодки могут прослужить и до 20 тысяч км. А вот любителям резких остановок придется позаботиться о новых тормозных колодках уже через 5 тысяч километров пути. Замена тормозных колодок является необходимой и регулярной процедурой. Именно износ тормозных колодок влияет на качество торможения и безопасность езды. Так как же определить износ тормозных колодок и необходимость их замены?
Степень износа можно определить, анализируя следующие показатели:
1. Как только автомобиль резко затормозит, Вы тут же ощутите биение. Дело в том, что процесс стирания колодок происходит неравномерно. В конце срока службы на колодках даже возникают сколы и трещины. По этой причине износившаяся тормозная колодка при торможении создает шум и биение. Но такой эффект может быть и не только за счет износа тормозных колодок. При износе тормозного диска также ощущается шум и биение.
2. Тормозная система ведет себя несколько странно. Слишком слабые тормоза или чрезмерно резкое торможение свидетельствуют об износе колодок. Если тормозная система слишком слабая, то это будет заметно по педали тормоза, которая при нажатии опускается ниже нормы, а торможение не столь интенсивное. А вот когда колеса слишком резко блокируются, то вполне возможно, что фрикционная накладка износилась полностью и трется металла о металл.
3. На колесных дисках Вы можете обнаружить тормозную пыль с металлической стружкой.
Загляните под колпак колеса и обратите внимание на налет. Если налет темный, угольный – то у колодки еще сохранена накладка. Как только в налете Вы обнаружите блестящие металлические вкрапления, то знайте, накладка несколько стерлась и колодка уже царапает диск. В этом случае отправляйтесь срочно на СТО. Надо сказать, что такой способ контроля не подойдет для колесных дисков из легких сплавов и для вентилируемых тормозов.
Но самый надежным способом оценки необходимости замены тормозных колодок остается осмотр специалистом на СТО. На СТО специалисты дополнительно осмотрят и тормозные диски, и барабаны и т.д. Этим Вы продлите срок безотказной службы автомобиля.
Эксплуатация передних тормозных колодок
Помните, что при эксплуатации автомобиля основная нагрузка приходится на передние тормозные колодки, а это приводит к их быстрому износу. Передние тормозные колодки имеют короткий срок службы по сравнению с задними тормозными колодками. Некоторые производители на передних тормозных колодках устанавливают специальное предупреждающее устройство. Такое устройство выпускают двух видов: механическое и электронное. Механическое устройство при износе колодок издает неприятный скрип. Такой скрип говорит о необходимости замены колодок. Электронное устройство о необходимости замены оповещает водителя включением специального индикатора, расположенного на панели.
Эксплуатация задних тормозных колодок
Задние тормозные колодки служат примерно в три раза дольше, чем передние тормозные колодки. При замене задних тормозных колодок не забудьте обратить внимание на состояние барабанов. При необходимости их также надо заменит новыми.