Производить в гараже ремонт и обслуживание машины гораздо удобнее при наличии подходящих условий и необходимых инструментов. Как правило, у большинства автолюбителей имеется значительная часть необходимого инструмента, но для обстоятельного ремонта автомобиля потребуется еще много разнообразных приспособлений. В этой статье рассмотрим, какой инструмент необходимо иметь в гараже для «серьезного» ремонта.
Наверняка, все в гараже имеют набор гаечных ключей, однако, многие авто-владельцы предпочитают комбинированные либо универсальные ключи. Скажем сразу – это неправильно, для качественного ремонта они не подходят.
Гаечные открытые ключи – такой инструмент необходимо иметь в гараже в полном ассортименте, и желательно в двух экземплярах.
Разводные ключи и комбинированные, а также особые клещи для гаек не используются специалистами, потому что они не удобны в работе, портят головки болтов, при использовании не обеспечивают должного усилия.
Обязательно приобретите набор торцевых ключей (головки) с воротком и удлинителем. Торцевые ключи бывают шестигранные и двенадцатигранные. Последние имеют преимущество - дают возможность вернуть ключ в исходное положение после совершения поворота на небольшой угол, что в свою очередь облегчает работу. Помимо этого, эти ключи смогут надежно удержать головку болта и/или гайку, даже при деформированных гранях.
Практически в каждом автомобиле имеется место, где очень трудно подобраться к болтам и гайкам, а значит, и воспользоваться головкой торцевого ключа. Но выход есть, нужно на токарном станке проточить головки снаружи для уменьшения их диаметра.
Значимые резьбовые соединения следует затягивать определенным усилием. Для этого в гараже в наличии должен быть динамометрический ключ.
Что касается отверток, их должно быть несколько – разной длины и с разной шириной лезвия. Также необходимо иметь в гараже особо прочные, мощные отвертки, которые пригодятся, чтобы подтягивать туго затянутые винты. Изготовить отвертки можно в виде набора сменных лезвий, имеющих разную ширину, вставляющихся в патрон коловорота. Следует учесть, что лезвие отвертки должно быть заточено правильно, в противном случае, это не позволит приложить нужное усилие к винту, и испортит его головку.
Еще в гараже необходим кернер - стержень, изготовленный из твердой стали с заостренным концом. Он нужен для нанесения на пластмассу и металлы углубленных точек, по которым после будут сверлить, или просто как метка для определенных целей. Изготовить хороший кернер можно из старого метчика, либо обломка сверла, и заточив его на точильном станке.
Также в гараже необходим следующий инструмент - вы должны иметь, как минимум, два молотка, один – 200 грамм, второй – 500 грамм.
В гараже должны быть выколотки, они пригодятся при разборке и сборке различных механизмов вашего автомобиля. Выколотка – это цилиндрический стержень, сделанный из мягкого металла – латуни, дюралюминия.
Чтобы изготовить правильные круглые отверстия в прокладках их резины, картона, бумаги, нужны пробойники. Пробойник – это металлическая трубка с заостренным концом.
В гараже необходимо иметь и резьбонарезной инструмент – лерки, метчики. Как правило, автолюбителями они чаще всего используются для прочистки резьбы перед сборкой. У автомобилиста должны быть лерки и метчики следующих размеров - М5 на 0.8; М6 на 1; М8 на 1; М10 на 1, 1.5 и 1.25.
У современных легковых автомобилей кузов сделан из тонколистовой стали. Для увеличения прочности кузова, панелям специально придают изогнутую форму, штамповкой делают разные переходы, ребра жесткости, усилители. После аварии восстановить формы этих деталей - очень трудоемкая и сложная работа, потому что устраняются вмятины, перекосы, скручивания, изгибы в основном по металлу, находящемуся в холодном состоянии с применением силовой правки, а также выколотки отдельных поверхностей и их тонкой рихтовки. Если в холодном состоянии правка не удается, тогда, чтобы устранить деформации, которые имеют глубокие складки и резкие перегибы, применяют предварительный подогрев.
Только при наличии в гараже гидравлических и винтовых устройств, и большого набора инструмента, можно качественно сделать ремонт по правке деформированных деталей, при этом с наименьшими трудозатратами.
Винтовые устройства в гараже необходимы первым делом. Винтовой домкрат двустороннего действия состоит из винта, воротка, двух втулок с левой и правой резьбой. Снабдив домкрат удлинителями разной длины, устанавливающимися с одной стороны, либо с двух сторон домкрата, можно получить винтовое устройство, которое позволит выполнять ремонтные работы на расстоянии от 790 миллиметров до одного метра и больше.
Винтовое устройство Ж-4 с удлинителем 600 миллиметров имеет на концах захватывающие струбцины, также может производить вытяжку деформированного металла на расстоянии до 130 миллиметров.
Винтовое устройство Ж-5 имеет два удлинителя (400 + 400 = 800 миллиметров), оснащено упорами, выправляет перекосы в пределах 1185-1285 миллиметров.
В наборе винтового домкрата должны быть удлинители длиной – 200 мм, 500 мм, 600 мм. Такой длины можно иметь по одному удлинителю, а вот 400 миллиметровых нужно иметь два удлинителя, также хорошо бы иметь 3-4 типа упоров и струбцин. Имея в гараже такой набор инструментов, можно устранять перекосы в моторном отсеке, багажнике, и даже по проемам дверей, притом, как моделей отечественного производства, так и иномарок.
С помощью набора рихтовочного инструмента выполняется окончательная доводка поврежденных мест кузовных деталей. В состав такого набора входят оправки и наковальни, разные правильные рычаги и прижимы, фасонные плиты, рихтовочные молотки. Правильные рычаги и прижимы нужны для того, чтобы устранить деформации в труднодоступных местах.
Чтобы начать работы с деформированными деталями, нужно сначала снять обивку, накладки, молдинги, и другие навесные детали, тем самым открывая отверстия, чтобы можно было подступиться к поврежденному участку.
Если не удается подступиться к поврежденному участку, нужно выбрать место во фланцевых соединениях деталей, либо в соединениях, которые выполнены точечной сваркой, чтобы разъединить две детали и выполнить правку через образовавшуюся щель. Если не получается сделать щель, можно в деформированной детали сделать отверстие, либо сделать отверстие рядом с поврежденным участком. По завершении работ, отверстие необходимо запаять сваркой, либо твердой пайкой, потом нужно зашлифовать с основным металлом.
Деревянный молоток (киянка) – этот инструмент используется для правки деталей из тонколистового металла, при наличии больших деформаций. Рихтовочные молотки отличаются разнообразием по массе, по форме рабочей части, а также по материалам, которые применялись при изготовлении. Для поддержания используются ручные наковальни и фасонные плиты. Значительные коробления обычно устраняются молотками, которые имеют на рабочей части насечку. Молотки-гладилки и легкие молотки применяются для устранения мелких вмятин и забоин. Также этот инструмент применяют, когда нужно подготовить лицевую поверхность под окраску. Или, когда есть необходимость восстановить поверхность, при этом сохранить лакокрасочное покрытие.
Некоторые молотки применяются при правке фланцев, а другие применяются при грубой правке. Молотки, имеющие вставку из мягких металлов – свинец, медь, или резиновые и пластмассовые вставки, применяются для тонкой рихтовки окрашенных поверхностей.
Рихтовать лицевые поверхности панелей кузова легковых машин не рекомендуется молотками с плоскими квадратными бойками. В противном случае, вы оставите забоины на металле. Все рихтовочные молотки должны быть заточены по радиусу и доведены полированием. Рабочая часть рихтовочного молотка не должна иметь следов забоин, рисок, царапин или других дефектов.
Наковальни и оправки, фасонные плиты нужны для того, чтобы поддерживать тонколистовой металл кузовных панелей во время работы по восстановлению деформированных участков. Как правило, форма плит, наковален и оправок выбирается с учетом некоторых факторов – кривизны поверхностей, переходов и радиусов, которые заложены в конструкциях кузовных деталей.
При восстановлении деформированных панелей, чтобы они приобрели первоначальную форму, используются только одни плиты и наковальни, в том случае если имеется легкий доступ к внутренней части панели. При затрудненном доступе к поврежденному участку используются сегментные плиты и специальные оправки.
При одновременном использовании молотка и наковальни, молоток используется, чтобы придать панели правильную форму, а наковальня нужна, чтобы поднять металл на вдавленном участке.