На сегодняшний день существуют две схемы, работающие по вышеописанному принципу - это компрессорная схема и турбонадув. Компрессор сжимает топливо, и работает за счет привода от коленчатого вала. Многие автопроизводители сейчас устанавливают компрессоры и получают за счет этого неплохие характеристики производимых двигателей. Если говорить о дизельных моторах, то все дизельные двигатели, мощностью более 80 киловатт оснащаются турбинами. У автомобилей, оснащенных компрессорами, существует масса преимуществ: лучшее сгорание топлива, меньше токсичных выбросов в атмосферу, хорошее соотношение между массой и мощностью двигателя, более стабильная работа мотора.
Принцип работы турбины прост - две крыльчатки, установленные на одной оси, одна крыльчатка отвечает за впуск, другая за выпуск. После запуска мотора выхлопные газы заставляют раскручиваться крыльчатку на выпуске, благодаря чему крутится и крыльчатка на впуске, создавая давление. Чем выше обороты двигателя, тем больше давление, создаваемое турбиной. При такой схеме мотор пытается уйти "вразнос", этому препятствует перепускной клапан, стравливающий избыточное давление.
Проектируя автомобиль, инженеры проектируют двигатель, учитывая, до какого давления можно нагнетать воздух, чтобы сохранить ресурс двигателя и возможность нормально работать. Но, существует одна особенность, называемая "турбоямой", она проявляется на малых оборотах двигателя из за большого веса чугунных деталей турбины. На высоких оборотах чувствуется резкий подхват, за счет раскручивания турбины. Здесь снова подвох, происходит нагрев обеих крыльчаток, и на впуск поступает горячий воздух, в то время как требуется холодный. Поэтому было разработано специальное, промежуточное, охлаждение под названием интеркуллер. Перед поступлением в цилиндры воздух попадает в интеркуллер.
Вообще, турбонаддув очень нежная и требовательная вещь. Если вы решили купить автомобиль на вторичном рынке, внимательно осмотрите крыльчатки на наличие масла на них, если оно присутствует, то такой агрегат в скором времени выйдет из строя, особенно если на машине установлен катализатор. Турбина гонит масло, оно попадает в катализатор, забивая его ячейки, турбина начинает гнать еще больше масла, в результате катализатор и турбина выходят из строя. Так что будьте осторожны при выборе.
Явление "турбоямы" очень вредит гражданским автомобилям. В постоянном дергании в пробках, очень чувствуется недостаток мощности на малых оборотах. Для спортивных автомобилей это не проблема, так как обороты держатся не ниже средних, а зачастую на высоких. Поэтому на автомобилях, предназначенных для спорта, ставится одна турбина позволяющая поднять мощность до максимума. На гражданских автомобилях применяются различные хитрости, позволяющие поддерживать мощность во всем диапазоне оборотов. Для этого устанавливаются две турбины меньшего диаметра, имеющие меньшую инерционность. Если турбины установлены параллельно, то система называется BI TURBO и применяется она в основном, на двигателях имеющих V образное расположение блока, по турбине на каждую половину.
Более распространенной системой является TWIN TURBO, устанавливающаяся последовательно, на рядных двигателях. На малых оборотах работает одна турбина, на средних и больших другая. Несмотря на то, что диаметр турбин маленький, подхват на этих автомобилях весьма ощутимый. Спортивные автомобили, сконструированные для рядового водителя, имеют хороший запас прочности, позволяющий развернуться любителям тюнинга.
Часто для поднятия мощности используют переписанную программу управления двигателем и буст - контроллер. Буст - контроллером называют прибор, управляющий клапаном отсечки. Благодаря нему, есть возможность превысить давление, рекомендованное заводом. Но не стоит слишком увлекаться, обычно фирмы, торгующие комплектами для тюнинга, располагают информацией о максимально возможном, безопасном для двигателя, давлении. Лучше прислушаться к их рекомендациям, чем потом отдавать деньги за ремонт двигателя.
Несколько десятков лет появилась турбина с изменяемой геометрией. Ее особенность заключается в возможности изменения сечения отверстия на впуске. Таким образом, достигается равномерная работа во всем диапазоне оборотов двигателя. К тому же здесь отсутствует перепускной клапан, так как лопатки могут изменять свой наклон, благодаря чему нет переизбытка давления. Такой турбиной полностью управляет электроника. Такая система плохо переносит высокие температуры, поэтому, по началу плохо работала на бензиновых двигателях и, в основном, применялась на дизельных.
С развитием технологий такого типа турбины стали применятся и на бензиновых двигателях. Первым автомобилем с турбиной, способной изменять геометрию стал Порше 911.
Турбированные моторы более капризны, чем обычные. Вращение ротора в корпусе происходит на особых, гидродинамических подшипниках, требующих повышенного внимания к системе смазки и рабочему давлению в них. Поэтому не торопитесь сразу трогаться, после пуска мотора. Необходимо прогреть двигатель, чтобы вязкость масла пришла в необходимое состояние.
Естественно, что масло для таких двигателей нужно выбирать только качественное. Не торопитесь глушить двигатель и в конце поездки. Сразу заглушив двигатель, вы резко опустите давление до нуля, турбина в этот момент по инерции будет продолжать вращаться уже без масла. К тому же, нагретая турбина изменяет свойства масла, в результате чего оно превращается в лак, к которому может приклеиться ротор. В результате выйдет из строя не только турбина, но и сам двигатель.
Надеюсь эта информация поможет вам определиться с тем, как повысить мощность двигателя в вашем автомобиле.