Улучшение эксплуатационных качеств современной машины привело к значительному усложнению ее устройства. А оснащение машин автоматической трансмиссией позволило сильно снизить объем нагрузки, которая возлагалась на водителя при движении, что хорошо отразилось на ходовой части, скоростных качествах и моторе машины. Простота и надежность эксплуатации определили продолжительно широкое использование такого изобретения. В наше время автоматические коробки передач применяются и на легковых, и на полноприводных машинах, и даже на грузовом автотранспорте. При использовании автомобиля с ручным управлением, для того чтобы поддерживать необходимую скорость, шоферу надо часто использовать рычаг переключения передач. В нашей статье будет рассмотрен принцип и схема работы автоматической коробки передач.
Исходя из этой причины он обязан постоянно следить за нагрузкой мотора и скоростью машины. Применение автоматической коробки переключения передач исключает необходимость постоянного использования рычага. Изменение скорости происходит в автоматическом режиме, в зависимости от нагрузки мотора, желаний водителя и скорости перемещения самой машины. Так, по сравнению с ручной коробкой переключения передач, автоматическая коробка имеет следующие безусловные преимущества:
- допускает и автоматическое, и ручное переключение скоростей;
- предохраняет ходовую часть и мотор машины от перегрузок;
- плавно и автоматически производит переключения, скорость его движения, согласовывая нагрузку мотора, степень усилия нажатия на педаль газа;
- увеличивает комфортность вождения машины за счет освобождения водителя от функций по контролю.
Все разнообразие автоматических коробок передач, применяемых на сегодняшний день, примерно можно поделить на два типа. Основные различия данных типов заключается в системах контроля и управления за пользованием системы трансмиссии. Первому типу характерно то, что функции контроля и управления выполняются специальными гидроустройствами. Второму типу соответствуют функции контроля и управления, выполняемого электронным устройством. Составляющие же и узлы автоматических коробок передач обоих типов практически сходны. Существуют небольшие различия в компонировании и устройстве автоматической коробке передач заднеприводной и переднеприводной машины. Автоматическая КПП для переднеприводных машин более компактна и внутри своего корпуса имеет дифференциал или главную передачу. Несмотря на такие отличия, принципы действия и основные принципы работы всех автоматов сходны. Для того чтобы обеспечить передвижение, а также для выполнения иных своих функций, автоматическая КПП должна быть оснащена такими узлами как: коробкой передач, гидротрансформатором, узлом контроля и управления, механизмом выбора режима передвижения.
Упрощённая схема АКПП
Автоматическая КПП состоит из:
1) Гидротрансформатор (ГТ) – схож со сцеплением в механической трансмиссии, но со стороны водителя не требует непосредственного управления.
2) Планетарный ряд - схож с блоком шестерен в механич. коробке передач и необходим для изменения передаточного отношения в АКПП при переключении передачи.
3) Задний фрикцион, передний фрикцион, тормозная лента – посредством этих компонентов осуществляется переключение передачи.
4) Устройство управления. Данный узел включает поддон коробки передач (маслосборника), клапан коробки и шестеренчатый насос. Клапанная коробка выглядит как система каналов с расположенными в них плунжерами и клапанами, которые выполняют функции управления и контроля. Данное устройство преобразует скорость передвижения машины, степень усилия нажатия на педаль акселератора и нагрузку мотора в сигналы гидравлики. На основе таких сигналов, за счет выхода из работы фрикционных блоков и последовательного включения, автоматически изменяется передаточное отношение в коробке переключения передач.
Гидротрансформатор (за рубежом torque converter) служит для перенаправления крутящего момента от мотора непосредственно к элементам автоматической коробки переключения передач. Он располагается в промежуточном кожухе, по центру коробки передач и мотора и выполняет функции простого сцепления. В процессе работы данный узел, заполнен трансмиссионной жидкостью, вращается с довольно большой скоростью и несет высокие нагрузки. Он не только может передать крутящий момент, сгладить и поглотить вибрации мотора, но и привести в действие насос, который находится в корпусе коробки передач. Гидротрансформатор наполняется трансмиссионной жидкостью масляным насосом и создает рабочее давление в системах контроля и управления. Поэтому мнение о том, что машину, оснащенную автоматической трансмиссией, можно принудительно завести, не используя стартер а, разогнав ее до необходимой скорости, является ошибочным. Шестеренчатый насос может получать энергию только от мотора, и если мотор не работает, то давление в системе контроля и управления не создается, в независимости положения в этот момент рычаг выбора режима мотора. Поэтому, принудительное вращение «кардана» не обязывает коробку переключения передач работать, а мотор - вращаться.
Планетарный ряд
В отличие от нормальной механической КПП, в которой используются сцепляющиеся шестерни между собой и параллельные валы, в автомат. коробках переключения передач используются планетарные передачи (в подавляющем большинстве случаев).
Из чего состоит фрикцион
Поршень может быть приведен в действие давлением масла. Двигаясь под таким давлением, поршень через конический диск плотно прижимает ведомые диски пакета к ведущим, заставляя их крутиться как единое целое и передавать крутящий момент с барабана на втулку. В корпусе самой коробки переключения передач расположено некоторое количество планетарных механизмов, именно они и призваны обеспечить необходимые передаточные отношения. А транспортировка крутящего момента через планетарные механизмы от мотора к колесам происходит при помощи дифференциала, фрикционных дисков и иных сервисных устройств. Управление этим циклом устройств осуществляется из-за жидкости трансмиссии через систему контроля и управления.
Буксировка.
Не рабочую машину буксировать можно, только в случае установки рычага в положение N со скоростью, не превышающей 60 км/час на расстояние не больше чем 100 км. Если надо перевезти автомобиль на большие расстояния, вам придется демонтировать кардан или "вывесить" ведущие колеса машины.
Далее в схеме работы автоматической коробки передач хотелось бы поговорить о ее обслуживании.
Для автоматической КПП оно сводится к замене фильтра и масла, проверке его уровня. В автоматических КПП можно пользоваться только специальным маслом Automatic Transmission Fluid (ATF). Любые попытки залить какое-либо другое масло заканчивается плачевно - поломкой. ATF легко можно отличить от других «собратьев»: оно почти без запаха и красноватого цвета. Как правило, масло заменяют, через каждые 60 000км пробега вместе с фильтром. Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, рекомендуется делать замену чаще - через каждые 30 000 км без замены фильтрующего элемента и каждые 60 000 км - вместе с его обновлением. Если вы слили масло, ни в коем случае не буксируйте автомобиль и не запускайте двигатель. В процессе эксплуатации автоматическая КПП нуждается в регулировках. Четкое выполнение рекомендаций по эксплуатации и уходу гарантирует ее безотказную работу на протяжении долгого времени (260 000 км пробега или даже больше).
Мы рекомендуем через каждые 30 тыс. км пробега, для того чтобы заменить трансмиссионную жидкость, пользоваться такой технологией:
1. Обеспечить свободный доступ к поддону коробки КПП, загнав машину на эстакаду или подняв ее домкратом (при этом естественно надо все обезопасить).
2. Слить трансмиссионную жидкость, через сливное отверстие.
3. Закрыть сливную пробку, далее, не прилагая особых усилий, подтянуть ее.
4. Выкрутить все болты, которые расположены по периметру масляного поддона коробки переключения передач, и легонечко, чтобы не повредить прокладку, разъединить поддон и корпус коробки передач. Не сливая остатки жидкости, убрать поддон в сторону для последующего анализа.
5. Внизу поверхности клапанной коробки снять фильтр для трансмиссионной жидкости для его анализа продуктов износа и промывки. Сам фильтр выглядит как металлическая сетка, заключенная в стальной корпус.
6. Провести анализ продуктов износа, которые находятся в поддоне и фильтре. Продукты износа могут состоять из алюминиевой, латунной и стальной стружки, крупной пластмассовой стружки и черных пластинчатых чешуек. Латунная и алюминиевая стружка возникает в результате износа от скольжения подшипников. При обычной степени износа она появляется в виде налета изнутри поддона, магнитах, корпуса фильтра и в трансмиссионной жидкости присутствует в виде очень мелкой взвеси. Стальная стружка может возникнуть от износа стальных подшипников, шестерен, валов и т.п. В допустимости она может присутствовать только в мизерных количествах, как продукт, который остался еще со времени приработки механизмов. Если таких стружек большое количество, то это прямое свидетельство того, что ваш «автомат» находится в аварийном состоянии. Наличие большого числа черных пластинчатых элементов говорит о начале процесса износа фрикционов, по истечении некоторого это все может привести к поломке. Так же недопустимым является наличие пластмассовой крупной стружки, возникающей в связи с выходом из строя разных подшипников и шестерен скольжения, которые изготовлены из полимерных материалов. При эксплуатации продукты износа могут забить отверстия в сеточке фильтра и сильно снизить поступление трансмиссионной жидкости, и трансмиссия может выйти из строя.
7. Промыть в бензине, керосине или другой жидкости сеточку и поддон фильтра. Чтобы удалить продукты износа можно воспользоваться напором воздуха от насоса или компрессора. В данном случае не рекомендуется использовать ветошь, так как она может оставить ворс на поверхности деталей. А если он смоется трансмиссионной жидкостью, то закупорит фильтр. Если фильтр или корпус поддона искорежен, и пропускная способность по жидкости снижена, это тоже может привести к выходу из строя автомата, поэтому надо попытаться привести их в первоначальное состояние или просто заменить. Когда магниты уже очищены их нужно вернуть на место.
8. Вымытый фильтрующий элемент трансмиссионной жидкости ставится на свое место и плотно притягивается болтами.
9. Подготовленный поддон вместе с прокладкой и магнитами надо установить на свое место. Если прокладка повреждена, то ее лучше всего пройтись герметиком. Усилие затягивания болтов должно быть не очень большим, потому как это может привести к порче прокладки.
10. Заливка в коробку передач трансмиссионной жидкости производится через шахту щупа. Такой уровень должен соответствовать все меткам, которые указанным на щупе. В момент замера мотор машины должен работать, а рычаг переключения передач надо установить в положение "N", так надо делать потому, что в таком положении ко всем деталям, которые находятся в движении, притекает смазка.