Их применению на массовых моделях авто мешали низкая износостойкость и несовершенство конструкции стальных штифтов. Но уже в 30-40-е годы шины спортивных машин часто оснащались шиповкой. Зачастую, для их установки в резине делали сквозные отверстия — и вставляли стальной болт изнутри, снаружи фиксируя его простой гайкой. Такие шины весили очень много, и, следовательно, управление автомобилем было заметно хуже. Лишь к окончанию 50-х годов в скандинавских странах появились шипы, конструкция которых традиционна и по сей дней. Была взята за основу простая стальная заклепка, в ее тело была запрессована твердосплавная вставка. В протектор шины шип монтировался именно в этом виде. Огромные преимущества шипованой резины в условиях зимы были оценены водителями не только скандинавских, но и других стран Европы. В гонке безопасности в шины с шипами были обуты не только легковые машины, но и автобусы, грузовики, иная техника. Однако с появлением шипованой резины у работников дорожной службы появилось море проблем. К концу зимы на асфальтированных дорогах были глубокие выемки. В Германии действие шипов оказало особенно пагубное воздействие, так как у них большую часть зимы нет ни льда, ни снега. Поэтому первые, кто забил тревогу по поводу такого вида резины, были именно они. Многие страны Европы незамедлительно последовали их примеру.
Запомнить надо главное – чем качественнее ведет себя резина на скользкой дороге, тем хуже она «работает» на мокром и сухом асфальте. Кстати, шипов хватает на 4 года, если зимой ежедневно ездить по магазинам и на работу, но при этом не лихачить.
Шипованные покрышки надо обязательно обкатать. Это делается для того, чтобы в баллоне шипы нашли под себя место – пару сотен километров размеренной плавной езды, ускорений, без резких торможений и пробуксовок, при этом желательно не превышать скорость 60 км/ч.
Шипованная резина заметно жестче, чем нешипованная зимняя, так как в ней должны закрепляться шипы, а в мягком материале это сделать нелегко. Тонких канавок - ламелей - там тоже меньше. Поэтому, когда шипы на автомобильных шинах износятся, часть вылетят, вы получите покрышки не совсем зимние, а слегка хуже, однако степень их некомпетентности будет не очень велика.
В случае, если на второй день после покупки шипы на покрышках все-таки повыскакивали, на них нет никакой гарантии. Тут все зависит от вашей манеры езды. Если, к примеру, на сливной решетке или на трамвайных рельсах тронуться с места, несколько раз тормознуть на юз или с хорошей пробуксовкой, то понятно, что вы недосчитаетесь шипов. В наше время мастерских, где можно ошиповать колеса, почти не осталось, так как все эти работы делают на заводах и весьма централизовано. Всю импортную резину при этом шипуют именно в нашей стране.
Шиповать можно далеко не каждый скат, а только тот, который специально изготовлен под шипы, тут для них оставляют специальные площадочки.
Если некоторые шипы все же вылетели, и вы нашли шиномонтажку, где резину берутся шиповать, в старые гнезда вставлять новые шипы они, скорее всего, не станут, так как под высоким давлением воздуха пистолетом можно пробить насквозь баллон. Шип можно вставить самому отверткой, однако это тоже бессмысленное занятие – они долго не продержатся.
Шипы бывают трех видов: стальные, обычные, с круглой победитовой головкой и из твердых сплавов, так называемые «бриллиантовые» – они самые эффективные шипы и как бы огранены, на нашем рынке ими шипуется только «Hakkapeliitta 4», причем работа ведется только в Финляндии, так как подобные технологии держатся в строжайшем секрете. Цена такого баллона будет свыше 250 долларов.
Есть еще и «плавающие» шипы, в свое время о них много писали, вроде как на твердом асфальте они должны были впиваться в шину, а на льду и снегу из нее высовываются – все это нечистый пиар – таких подобных шипов не существует.
Теперь хотелось бы назвать некоторые цифры.
Вы поймете, насколько шипованная покрышка безопаснее зимней нешипованной. К примеру, едет 2 машины, сходные 2 дорогущих «Лексуса». Первая впереди без шипов, зато на дорогой зимней резине. Вторая за ней – на шипованых автомобильных покрышках. Снегопад. У двух автомобилей одинаковая скорость, порядка 60 км – первый начинает тормозить! На шипах он выиграет всего три метра. Почти никаких преимуществ на снегу шипы не представляют. А вот если на дороге голый лед, то разница составит 13 метров! И зад первой машины останется целым. А вот со старта, когда стрелка спидометра не будет еще превышать до 35 км/час, на снегу вторая машина оторвется от первой на полсекунды, а на льду – на 7 секунд!
Как-то я слышал, что шипы и АБС несовместимы. Однако это неправда. Как вы думаете, откуда тут растут ноги? Все дело в том, что при сухой трассе у авто с АБС, которая едет на шипах, резко удлиняется тормозной путь. Асфальт сухой, человек тормозит, а машина не останавливается также быстро и продолжает свой путь. Получается, что АБС его не уменьшает, а наоборот увеличивает! Так как у шипованного колеса коэффициент сцепления заметно меньше, в этом и есть проблема. Поэтому владельцам машин с АБС, после того, как они поставили резину с шипами, надо привыкнуть к другим тормозным путям, когда асфальт сухой, в противном случае аварии не избежать.
И напоследок дадим один совет: скользко, снег выпал – оставьте авто дня на 3-4, а то и на 7 дней в гараже: народ прикатается, побьется, а потом можно смело выезжать.