Турбокомпрессор (турбонагнетатель) системы наддува двс – устройство, которое предназначено для увеличения мощности двигателя, не увеличивая рабочего объема. Это достигается за счет сгорания большего количества воздушно – топливной смеси. Турбокомпрессор загоняет в цилиндры больше воздуха, чем он всасывается поршнями.
Турбонагнетатель – это воздушный насос, который приводится в действие турбиной, раскручивающейся потоком отработавших газов. Турбонагнетатель засасывает воздух через фильтр, и нагнетает его в цилиндры под давлением. Чем больше воздуха попадет в цилиндры, тем больше можно сжечь топлива, и получить больше мощности. Турбокомпрессоры бывают высокого и низкого давления. Система наддува ДВС увеличивает мощность двигателя на 25 – 100%.
Воздух при сжатии компрессором нагревается, при давлении наддува уменьшается его плотность и масса в объеме цилиндров. Для минимизации этого явления, разогретый воздух, который выходит из компрессора, пропускают через радиатор – интеркулер. Эта технология используется в основном в турбонаддувах высокого давления. В некоторых машинах устанавливают два интеркулера. Его используют в бензиновых и дизельных ДВС.
Поломки турбокомпрессора (турбонагнетателя) системы наддува двс и их причины.
Турбокомпрессор может выйти из строя по причинам, которые делятся на технические и эксплуатационные.
Техническими причинами являются:
- использование моторного масла, которое не рекомендуется заводом производителем, или его несвоевременная замена.
- неисправности систем впрыска и зажигания
- износ деталей цилиндров или поршней
- забитый катализатор или воздушный фильтр
Когда используется некачественное топливное масло, происходит закоксовывание отверстий и каналов смазки вала турбокомпрессора. В результате этого ухудшается отвод топлива и смазка вала турбины. Это ведет к усиленному износу, трещинам в корпусе и заклиниванию.
При попадании газов в картер, из-за большого давления во впускном коллекторе, ухудшается смазка вала компрессора и ухудшается его охлаждение. В моторе давление газов не должно превышать в бензиновых двигателях - 20 мм ртутного столба, в дизельных - 60 мм ртутного столба.
Когда воздушный фильтр загрязнен, турбокомпрессор испытывает большое сопротивление, он может порвать фильтрующий элемент, и в результате этого засасывать вместе с воздухом песок и пыль. Все это может ускорить износ деталей цилиндров и поршней, а также привести к срезанию лопастей компрессора. Чтобы избежать таких последствий, на машинах, например, для ралли применяют воздушные фильтры, элементы которых оплетены металлической сеткой.
Ресурс турбокомпрессора уменьшается при низком давлении масла. Это происходит из-за масляного голодания, когда изношенный мотор работает на холостых оборотах.
Эксплуатационными причинами являются:
- топливо низкого качества
- нарушение остановки мотора и алгоритма прогрева
Когда запускается холодный двигатель, запрещается резко газовать, потому что остывшее масло не может обеспечить хорошую смазку турбины.
В остановке мотора также есть свои особенности. После движения нельзя сразу глушить мотор, необходимо чтобы двигатель поработал на холостом ходу для охлаждения турбины и снижения оборотов при работающей системе смазки. Иначе раскрученная турбина может крутиться при неработающей системе смазки. А это приводит к масляному голоданию, интенсивному износу и локальному перегреву. Чтобы избежать такой проблемы, в машинах устанавливают турботаймер, который в течение некоторого времени не позволяет глушить двигатель.
Проблемы с турбокомпрессором, в первую очередь, возникают из-за некачественного топливного масла.
Диагностика.
Если появились какие-то признаки поломки турбокомпрессора, можно самостоятельно проверить воздушный фильтр и впускной тракт. Необходимо посмотреть, не подтекает ли охлаждающая жидкость или масло. Если все нормально, нужно обратиться к специалистам по турбинам для проверки технического состояния двигателя и турбокомпрессора. Специалисты проверят работоспособность всех составляющих системы наддува ДВС, и степень их износов.
Ремонт.
На Западе при поломке турбокомпрессора его меняют новым. У нас же, при такой проблеме, ставят турбокомпрессор с разборки, или реставрируют его в мастерской. В домашних условиях их не ремонтируют, т.к. необходимо специальное оборудование и инструменты.
Симптомы неисправности:
- не развивается полная мощность двигателя
- отработавшие газы черного или синего цвета
- токсичность выхлопа увеличенная
- расход масла повышается
- работа компрессора шумная
- течь масла из корпуса турбокомпрессора