Опасность подстерегает легкосплавные диски в самых неожиданных местах. Торчащий из-под земли кусок арматуры – обычная история для новостроек. Или острые камни, остающиеся после ремонта дороги. Частенько дефекты лицевой части дисков вызваны неудачным маневрированием вблизи поребриков. На дисках в результате появляются продиры и царапины, отколы лучей диска, осевое искривление геометрии (в народе – восьмерки). Естественно, любой водитель захочет отремонтировать диски, ведь на поврежденных ездить опасно.
Правда, ремонт не всегда нужен. Типичными повреждениями для легкосплавных дисков являются ухудшение внешнего вида и износ покрытия. Этому способствуют экстремальные условия эксплуатации автомобилей – соль на дорогах в зимнее время, повышенная влажность, абразивная пыль и песок. Однако эти косметические дефекты никак не влияют на эксплуатационные характеристики легкосплавных дисков. Восстановление красивого внешнего вида – это дело вкуса и личных предпочтений. Специалисты советуют красить легкосплавные диски, если из колес начинает подтравливать воздух в местах посадки шины на диск.
Все повреждения, как правило, достаточно быстро обнаруживаются. Даже при небольшом нарушении геометрии неизбежно появляется радиальное биение. При повреждении дисков передних колес появляется вибрация на руле, задних – вибрирует кузов автомобиля. Помимо дискомфорта, такие вибрации напрямую угрожают безопасности пассажиров и водителя. Ездить с такими дисками нельзя.
Однако и менять диск на новый можно не торопиться. Во-первых, это дорого. Во-вторых, на подбор идентичного диска понадобится время. Не менять же весь комплект легкосплавных дисков из-за небольшого дефекта? К счастью, отремонтировать легкосплавные, да и любые другие диски, вполне реально. При многих повреждениях технология ремонта не самая сложная. Для начала диск тестируют на специальном стенде. Он прокручивается с разной скоростью, а индикаторный прибор снимает необходимые данные. Определяются места с осевым и радиальным искривлениями. После диск тщательно проверяется на наличие явных и скрытых трещин в металле, изучается характер сколов и заминов.
Только после тщательной диагностики (не дай Бог что пропустить) можно приступать к ремонту. Мастера при помощи механических силовых приспособлений выпрямляют вмятины на ободе и выравнивают геометрию легкосплавного диска. В местах заминаний для заделки разрывов и сколов применяют аргоновую сварку. Под действием высоких температур расплавляется специальная проволока и заполняет расплавленным металлом мельчайшие трещины и выбоины. Лишние наплывы металла после его охлаждения удаляются шлифовальными инструментами. Профессиональные мастерские отличаются от кустарно-гаражных тем, что в них помимо восстановления формы стараются сохранить и лакокрасочное покрытие. А для этого требуется более дорогое оборудование и опытные мастера.
Разумеется, не всякий легкосплавный диск можно отремонтировать. При нарушении жесткости конструкции диска ремонтировать его бесполезно. Он уже не выдержит нагрузок в полной мере. Так же приходится учитывать объем повреждений: величину отклонений геометрии, глубину и характер заминов, размер утраченных фрагментов и сколов. Здесь тоже есть свои ограничения. Сам собой напрашивается вывод: ремонтировать диск надо при первых же признаках повреждения. Диски по ремонтопригодности делятся на три условных группы. Первая группа – поврежденный диск не подлежит ремонту. Вторая – диск отремонтировать можно, но без гарантии на безопасную эксплуатацию. Так сказать – на первое время до планируемой замены. Третья группа – легкосплавные диски, которые можно качественно отремонтировать. Чаще всего ремонтопригодность легкосплавного диска зависит характера полученных повреждений и вида сплава.
Выбирая ремонтную мастерскую, ориентируйтесь на гарантийные обязательства. Если сервис гарантий не дает, или он берется за ремонт любого диска, даже самого поврежденного – там ремонтироваться не советуем. Отремонтировав легкосплавные диски в кустарной мастерской, вы и деньги зря выбросите, и на дороге будете в постоянной опасности. В хорошем сервисе после оценки объемов повреждений и диагностики разъясняют эффективность и целесообразность ремонта. Особенно надо быть внимательным автовладельцам, чья машина находится на гарантии. Если вы самостоятельно (на стороне) отремонтировали диски, или даже их заменили, гарантию на автомобиль могут аннулировать. Учитывая, что мы живем в условиях «дикого капитализма», скорее всего дилеры так и поступят. Поэтому при повреждении легкосплавного диска сначала надо обратиться в обслуживающий сервис и получить официальное заключение на дальнейшие действия.
Удачи на дорогах!