Если после нескольких нажатий вы убедились, что тормозная педаль оказалась бесполезной, то снижайте скорость "притормаживая двигателем", переходя одна за другой на пониженные передачи. Этот прием можно эффективно осуществить на машинах с механической коробкой переключения передач. Если у вас мало времени, а скорость весьма большая, то попробуйте прием ударного включения пониженных передач, проскакивая, к примеру, с 4-ой на 2-ую передачу. Мотор взвоет, однако машина станет замедляться.
То же можно делать на машинах с автоматической трансмиссией, правда, с меньшей эффективностью, переключаясь в ручной режим. Правда, в таком случае электроника будет беречь АКПП и не станет столь ударно включать пониженные передачи, не зависимо от того, сколько вы жмете на рычаг. Те, у кого на машинах стоит "полный автомат" постарше, в котором метода ручного переключения передач просто нет, мы советуем перевести селектор вначале из положения "D" в положение "2", потом в положение "1", чтобы скорость хоть как-то стала понижаться.
Способ торможения мотором особенно полезен при езде по скользким или горным дорогам. В случае езды по серпантину, когда подъемы постоянно чередуются с поворотами и спусками, в таком случае особенно полезно сбивать скорость, постепенно переходя на пониженные передачи, чтобы тормоза не потеряли свою эффективность вследствие перегрева. Зимой таким же способом вы застрахуете себя от блокировки колес на скользкой поверхности. Мы советуем вам как можно лучше овладеть этим навыком.
Обязательно стоит включить световую аварийную сигнализацию, переключайте дальний свет на ближний и наоборот, жмите на клаксон – вас должны слышать и видеть – всем этим вы привлечете внимание к себе. Все вокруг должны понять, что у вас случилось какая-то непредвиденная ситуация и им следует быть осторожными на дороге. Если в автомобиле с вами сидят пассажиры и есть время, то стоит попробовать сделать "аэродинамический тормоз", создав сопротивление воздухом при помощи открытых дверей. Пусть это всего лишь мелочь, однако, в борьбе за жизнь хороши все средства. Главное, чтобы пассажиры и вы были пристегнуты, и ничего не мешало отрыть и придержать дверь.
Первый способ может сбавить скорость, однако, чтобы полностью остановиться, он не годится – пока работает мотор, его крутящий момент постоянно передается на колеса, машина будет ехать. В таком случае лучше всего пользоваться стояночным тормозом. Надо держать его рукой в незафиксированном положении, при этом большим пальцем нажимая на кнопку фиксатора. Оттягивать вверх его надо постепенно, чтобы усилие нарастало медленно. Осторожно: если задние колеса будут блокированы, то есть вероятность заноса. Если такое произошло, тормоз надо чуть-чуть отпустить. Следующий способ торможения связан с причинением порчи собственному транспорту, когда вы будете снижать скорость через притирания машины к различным поверхностям. С самыми минимальными последствиями это можно сделать, чиркая колесами по бордюру. Никто не гарантирует, что диски и покрышки после такого обращения выживут, однако это все же лучше, чем врезаться. Есть такой случай, когда "Москвич" с неработающими тормозами успешно добрался из города Москва до Ялты – за рулем машины сидел каскадер, который эффективно осаживал автомобиль на крымском серпантине, при этом он прижимался к бордюру. Если же высокого бордюра нет, а есть рядом снежный бруствер, стена, кусты, отбойник, валуны или подобные конструкции, пользуйтесь ими. Придется жертвовать деталями машины, однако лучше так, чем жизнью.
Кошмар для любого водителя, когда кажется, что нет выхода из ситуации, тут есть радикальный способ быстрого торможения. В этом случае, как минимум, вы поломаете коробку переключения передач. На ходу выключаем двигатель, пока руль не заблокирован, ставим первую передачу.
Если скорость все равно высокая, однако есть возможность уйти от лобового удара, то обязательно сделайте это. Съезжайте в деревянный забор, кювет, на обочину и т. д. – это безопаснее. Особенно хорошо, если рядом есть снежный вал или кусты – они не только станут отличным "тормозом", но и смогут предельно смягчить столкновение с ними. Обычно на горных перевалах и серпантинах существуют «улавливающие карманы или тупики» – отворачивающие от трассы дороги - специальные площадки, которые предназначены для экстренной остановки машин. Они есть и в местах затяжных спусков, куда может съехать машина с перегретыми или отказавшими тормозами, а места, где они находятся, отмечены дорожными знаками.
Все приемы, которые перечислены выше, эффективны только тогда, когда вы держите большую и безопасную дистанцию до транспорта, идущего вперед вас, когда у вас есть место и время, чтобы заставить машину остановиться. Для любого автомобилиста замер дистанции принято производить привычными метрами на глаз. Однако не у всех отличное восприятие скорости и глазомер, а это все искажает расстояние. Поэтому мы советуем измерять дистанцию между машинами не в метрах, а в секундах! Именно так, во время езды меряйте расстояние при помощи временных отрезков.
По статистике, при езде с самой малой безопасной дистанцией, расстояние должно быть 3 секунды. Первая секунда – понять, что впередиидущий автомобиль начал сбавлять ход, вторая – привести в действие тормоза и третья – непосредственно процесс торможения.