Для начала надо научиться понимать основные надписи на покрышках, а вернее в их маркировку. На боковине новой покрышки в обязательном порядке должен быть указан ее типоразмер, который скажет нам о многом. К примеру, 175/70 R13 82 T, будет так расшифровано:
175 – ширина покрышки в мм. Надо помнить, что число будет включать в себя и ширину обода, которая рекомендована.
70 – (в %) - соотношение высоты профиля к ширине покрышки, другими словами высота покрышки равна 70% от ее ширины. Иногда опущен номер серии в типоразмерах, подобные шины называют еще полнопрофильными, процентное соотношение у них 80-82%, к примеру: 185 R14 C 102 Q.
R –радиальная конструкция, также встречаются В – с опоясывающим кордом и D – диагональная.
15- (в дюймах) диаметр диска. На такой диаметр надо устанавливать покрышку.
82 – коэффициент/индекс нагрузки, который показывает максимально допустимую нагрузку.
T – индекс скорости. Показатель определяет максимальную скорость движения машины. Это скорость гарантируется производителем, при ней все эксплуатационные характеристики будут сохранены.
Есть и дополнительные обозначения, к примеру, в маркировке 195/70 R 15 C, где REINFORCED – 6-слойная усиленная шина или С – указатель 8-слойной шины для грузовика. Это специальные автомобильные шины с увеличенным коэффициентом нагрузки – «усиленные» для микроавтобусов и грузовиков.
На боковине автомобильной покрышки будет указано и название фирмы-производителя.
Американские покрышки маркируются двумя типами:
1) Подобную европейской: LT 235/75 R 15 или P 195/60 R 14. От европейской маркировки она отличается буквенными передними указателями, где P – для легковой машины (от Passenger), а LT – для грузовой (от Light Truck).
2) Чисто американской, к примеру, 30х11 R16, где, 11 – ширина, 30 – внешний диаметр, R- шина радиальной конструкции, 16 - внутренний диаметр. Все показатели тут измеряются в дюймах.
Некоторые дополнительные обозначение, эти маркировки наносятся для некоторых пояснений:
Фирмы-производители часто пользуются и дополнительными условными обозначениями. Это может позволить покупателю самому выбрать нужные для себя покрышки. Так как многие названия взяты из англоязычной терминологии, надо предоставить ее и для обывателя нашей страны, чтобы и вы могли легче и проще ориентироваться при выборе покрышек.
All Season North America - шины, которые предназначены для эксплуатации в определенных условиях.
All Season - всесезонная шина.
AW – Any weather – тожечтои All Season, всепогодная,
Пиктограмма «зонтик» или Aqua – шины для регионов где постоянно идут дожди, они имеют водоотталкивающий эффект и высокую степень защиты.
ECE - ведомствоООНвЖеневе- Economic Commission
DA – шина с небольшими производственными дефектами, не мешающими нормальной эксплуатации.
Е - знак и цифра - с номером страны, которая выдавала сертификат соответствия по правилам ООН ЕЭК.
DOT – символ, показывающий стандарт безопасности, который отвечает требованию департамента транспорта Америки.
ETRTO - Объединение производителей дисков и шин в Европе, Брюссель - TheEuropeanRimandTyreTechnicalOrganization.
FMVSS - Нормативы безопасности в Америке - Federal Motor Vehicle Safety Standards.
Inside – внутренняя сторона – Side Facing Inwards - для шин со сбитым центром симметрии: шина должна устанавливаться с внутренней стороны.
Max Pressure - давление в шине, которое максимально допустимо - в в kPa (кПа) и PSI (фут на дюйм2).
Light Truck - LT – полугрузовые шины, легкий грузовик.
Left – ассиметричная шина: устанавливается с левой стороны машины.
Snow Mud - M S — снег грязь – шины подходят для снежной и дождливой погоды, могут использоваться как всесезонные, так и зимние.
Side Facing Out - Outside– внешняя сторона для установки – ассиметричная шина.
R W- дорога зима -Road Winter- зимняя шина.
Plies tread - состав слоя протектора.
Reinforced - усиленная шина
Пиктограмма «зонтик» или Rain – дождь, шина для погоды с дождями.
Regroovable - для шин, с возможностью углубления рисунка.
Right - ассиметричная шина, устанавливается на правую сторону машины.
Rotation- направленная шина - направление вращения. Направление вращения определяет дополнительная стрелочка сбоку.
Safety warning – для шин Канады и США – эксплуатационный лист, зачастую выполнен на английском языке.
Inside/Side Facing Inwards – ассиметричная внутренняя сторона шины - должна устанавливаться с внутренней стороны.
Sidewall - состав слоя боковины.
Plies tread - состав слоя протектора.
Outside - Side Facing Out – внешняя сторона установки – ассиметричная шина.
steel belted - Steel - шина с опоясывающим металлическим кордом.
Temperature A - температурный показатель, режим, который характеризует способность шины противостоять воздействиям температуры,
Traction А - коэффициент сцепления, который характеризует способность покрышки тормозить на мокрой дороге, имеет значения С, В, А.
Tubeless — бескамерная шина.
Tread wear 220 – коэффициент, показывающий износоустойчивость, он определяется по отношению к "основной шине", по умолчанию на ней ставится показатель в 100.
Tube Type / Tubes Tire - шина должна эксплуатироваться с камерой, другими словами - камерная шина.
Tread wear index - TWI - указывает место расположения выступов внутри - индикаторов износа. После того как протектор сносится до уровня индикаторов, покрышка считается не пригодной для дальнейшей эксплуатации.
Winter – зимние шины, которые предназначены для эксплуатации в холодную погоду.
Пиктограмма «зонтик» или Water – покрышки для дождливой погоды, которые имеют водоотталкивающий эффект и высокую степень защиты.
Теперь, уважаемые автовладельцы, вам ничего не страшно! Вы знаете, по каким параметрам выбирать летние и зимние шины, знаете, как расшифровать маркировки, которые наносятся на автомобильные покрышки, и даже условные обозначения, которые наносятся дополнительно. Осталось только одно: применять знания, которые были получены - на практике.