Для того, чтобы слить горючее и подмотать затем на одометре лишние километры, не надо много фантазии и ума, хватит неполного среднего образования, а вот если вам надо будет слить газ, тот тут дело обстоит намного сложнее, вам не удастся обойтись без более высокого образования. Кроме того, газ менее востребован и дешевле, в результате экономический эффект от его продажи, даже если произойдет слив, будет куда меньшим, чем с уже знакомым нам бензином. Не надо забывать, что в те времена бензин был в дефиците, заправок было мало, и на них очень часто не было бензина, а если и был, то сильно разбавленный водой. Это, несомненно, приводило к ажиотажу на рынке бензинового топлива. И ради того, чтобы съездить пару раз на рыбалку или на дачу, люди были готовы даже переплачивать за тот самый разбавленный бензин. Да, на самом деле, это было время парадоксов, когда многие товары, даже б/у, можно было продать заметно дороже новых, и даже дороже, чем в магазинах.
Вот такая не так давно была политика, что же происходит на том же рынке в наше время?
Минусы и плюсы установки газа на автомобиль.
Советские времена уже давно канули в лету, всё уже сложилось и успокоилось, казалось бы, очень изменилось многое. Однако дела с газификацией машин не изменились в лучшую сторону и до сегодняшнего дня. Всему причина – бензиновое лобби. Однако теперь, на самом деле, всё поменялось местами. Владельцы легковых автомобилей должны быть заинтересованы в понижении затрат, даже организации, в большинстве случаев частные. В чем же проблема? Снова в мифах прошлого, продолжающих культивироваться теперь уже от поставщиков бензина.
Давайте же разберем все эти мифы.
Миф про газобаллонное оборудование.
Чтобы разобраться с этим, давайте определим основные свойства углеводородного газа.
Для начала надо вообще узнать, какой бывает газ. Естественно, мы не будем рассматривать все газы, нам важны только те, которые используются для автомобильного транспорта.
Стандарт определяет такие типы:
1) ПА (автомобильный пропан) с содержанием пропана 80± 12%, максимальная сумма углеводородов – не больше чем 7%, углеводороды начиная от С4 и выше не регламентированы;
2) Бутан-пропан автомобильный (БПА) содержание пропана в котором примерно 50 ± 10%, сумма максимального количества углеводородов равна не больше чем 6%, углеводороды, начиная от С4 и выше не рекомендуются;
Технологическая основа газового горючего по стандарту – пропан, а бутан не рекомендуется и используется, как придется.
Если кто не помнит: Бутан – С4Н10, Пропан – С3Н8.
Почему же так происходит?
Пропан по антидетонационной стойкости находится вне конкуренции, а вот бутан очень сходен с бензином. В смысле, используя пропан, можно поднять степень сжатия и, как следствие, мощность при тех же габаритах мотора. Да, однако, понимающий суть всех дел человек воскликнет, что такая затея невозможна, так как конструкция мотора уже предрешена. Следовательно, что такое положительное свойство не реализуется, а только лишь может гарантировать отсутствие детонации на разных режимах работы мотора.
По нужному объему воздуха опять-таки лидером является бензин – воздуха ему его надо меньше всех, а вот пропану требуется воздуха больше всех. Это действительно так важно? Так как это предъявляет увеличенные требования к пропускаемости воздушного тракта. Забегая вперед, хочется сказать, что повышение количества потребляемого воздуха заставляет чаще заменять воздухофильтры.
А вот относительно распространения фронта пламени, то тут не все так однозначно. Оговоримся, что данный параметр зависим от данных октанового числа. Это можно проследить, если заглянуть в любую из таблиц детонации. И это весьма легко понять из определения детонации.
Детонация – это такой режим работы мотора, при котором процесс сгорания горючего носит взрывной характер.
А взрывной характер будет значить, что процесс горения будет сверхбыстрый. Это как раз и определяется максимальной скоростью, с которой распространяется фронт пламени. У пропана такая скорость является минимальной, у бензина – максимальной. Однако, в отличие от октанового числа данный параметр является очень важным и влияет на процесс сгорания в каждом конкретном моторе.
Вообще, зачем городить огород с паровыми подушками? Давайте баллон полностью заполним газом, и ему некуда будет испаряться. Однако, как говорит нам всё та же физика, жидкость способна сжиматься. При изменении температуры может возникнуть опасность, тем более при ее увеличении, жидкость будет изменять свою плотность, и как следствие, изменится занимаемый ею объем. Уменьшается плотность – увеличивается объем. А ведь баллон не может растягиваться, он не резиновый.
Хуже обстоят дела с бензином, он закипает при температурах от 40 до 200 °С. Однако не надо сразу паниковать, в системах питания бензиновым топливом он подается насосом (газ же обычно поступает под определенным своим давлением и ему не нужны насосы) и распыляется различными методами в аэрозоль.
Приведем еще несколько цифр, характеризующих оборудование для автомобилей.
Немаловажный фактор в плане обеспечения безопасности - это температура самовоспламенения горючего в атмосфере воздуха в условиях нормального давления, °С:
· бензин: 470... 530;
· бутан: 475... 550;
· пропан: 510... 580.
Исходя из представленных данных, можно сделать следующий вывод, самое безопасное топливо – это пропан, т. к. для того, чтобы он сам воспламенился, требуется большая температура, которая в машине, на открытых деталях (исключение составляет камера сгорания) недостижима, бензин и бутан в этом плане практически сходны, однако всё же различимы по иному фактору. При допустимых температурных условиях газ может перейти в пар и, так как они тяжелее воздуха, уходит вниз, тогда, как бензин будет оставаться дольше жидким, а это, безусловно, повышает риск того, что он может воспламениться.