Жесткие условия конкуренции на рынке заставляют производителей вкладывать огромные средства в разработку новейших систем, обеспечивающих как удобство в пользовании, так и качественное улучшение уровня безопасности. Современный автомобиль, это очень сложный и высокотехнологичный продукт. Но чем больше в него заложено опций и эксплуатационного потенциала, основанного главным образом на применении сложных и точных приборов, тем легче им пользоваться.
Но все новое и непривычное, как правило,
продвигается с большим трудом, особенно на первых порах. Так случилось и
с системой предупреждения столкновений. Часть специалистов и потребителей
восприняла новость без энтузиазма. Объяснить это можно только с той точки
зрения, что наряду со стремлением человечества к улучшению всех предметов и
устройств в жизни человека, постоянно будет присутствовать и инерционность
психики. Именно она будет ставить под сомнение рациональность новинок. Это в
принципе неплохо, поскольку является сильнейшим стимулом к совершенствованию и
активному продвижению появившегося улучшения. А мнение о том, что система
предупреждения столкновений как-то ограничивает свободу в действиях водителя,
начинает забываться.
Все больше автомобильных концернов в своих
моделях начинают внедрять собственные разработки в этой области, ну а пионером
в свое время стала компания Volvo. Надо сказать, что эта
компания, особое внимание уделяющая безопасности, всегда в авангарде движений
за безопасность и сама марка прочно ассоциируется с надежностью и максимальной
защитой водителя и пассажиров.
Преимущества
и недостатки системы предупреждения столкновений
При
всех замечательных и нужных качествах, которые приобретает автомобиль с
подобной защитой от столкновений, есть и некоторые недостатки. Так, при плотном
движении, особенно в пробках, некоторые разработки действуют малоэффективно,
больше предупреждая водителя о столкновении, нежели предотвращая его. К тому
же, попавший в зону обнаружения объект
заставляет срабатывать звуковой сигнал, который даже при небольшом движении
будет постоянно напоминать о себе, что не может не вызвать раздражение. Если
прибавить к ситуации то, что автоматическая система, расценив положение
препятствия как угрозу, включает вибрацию руля, хотя в этом нет необходимости,
то радости это точно не принесет. Многие виды контроля над движением не
работают на высоких скоростях, что делает такую защиту бесполезной в этих
случаях. Но стремительное развитие технологий превращает уже привычный на
многих автомобилях круиз-контроль в полноценную и мощную систему предотвращения
столкновений. Постепенно внедряются интеллектуальные методы анализа препятствий
и способы максимально возможного способа избежания ДТП. По разным оценкам
эффективность подобных систем помогает снизить опасность столкновения от 7 до
20%. Особенно активные сторонники данного метода называют и более оптимистичные
цифры. А главный человек в Volvo, отвечающий за
безопасность выпускаемой продукции, Томас Броберг вообще заявил, что к 2020 году
покупатели получат автомобиль, в котором будет невозможно погибнуть или
получить тяжелые травмы.
Сравнительные
характеристики различных систем безопасности
Некоторые
отрицательные качества в эпохе первых опытов не остановили производителей во
всех уголках земли, а наоборот, дали пищу для размышления и возможность
показать, на что они способны. Результаты, естественно, получились не у всех
удовлетворительные, но то, что в борьбу включились многие, дало мощный толчок в
этой сфере и наконец-то переубедило сложившееся мнение о том, что система
предупреждения столкновений - это обуза и трата денег. Кроме признанного лидера в
области безопасности автомобилей компании Volvo, разработавшей очень
эффективную систему City Safety,
вполне неплохие показатели имеют и некоторые другие автомобили. Любой разговор
о машинах рано или поздно приведет к упоминанию немецких компаний. Здесь тоже
нельзя не упомянуть автопром этой страны, причем, как всегда, заслуживают они
самой высокой оценки. Так, входящая в пакет круиз-контроля в седьмой серии BMW, система экстренного торможения очень неплохо справляется с поставленной
задачей. То же можно сказать и о некоторых моделях Mercedes. Удивительного тут
ничего нет. Авторитет и репутация компании требует постоянного подтверждения, и
кто бы ни стоял у руля концерна, этот принцип
будет соблюдаться неукоснительно. Высочайший уровень качества любого
немецкого бренда не позволил проигнорировать тенденцию к оснащению автомобилей
системой предупреждения столкновений и остальных производителей. Так на рынке
появились машины Audi, Opel и VW с аналогичными
устройствами. Впрочем, совсем скоро это будет обычным делом, а конкуренция
выявит лучших. Да и цены на подобные опции будут непременно падать.
Принципы
работы
Разрабатывая системы
предупреждения столкновений, конструкторы должны решить ряд важных задач: определение уровня опасности. Современные технологии и устройства позволяют
объективно анализировать препятствие. Будь это автомобиль, велосипед или
неподвижный предмет на пути следования. Надо сказать, что проблемы решаются
по-разному. В некоторых случаях это просто предупреждение водителя о
потенциальной угрозе визуальным или звуковым сигналом. Есть системы,
обеспечивающие полное торможение автомобиля. Более того, иногда продумана
и система подстраховки. Когда водитель недостаточно сильно нажимает на тормоз,
автомат увеличивает силу торможения сам и это сводит к минимуму возможность
ДДП. Используются несколько разных способов определения расстояния до препятствия.
Инфракрасный лазер, волновой радар или камера переднего вида самостоятельно
определяющая, сколько метров до предмета представляющего угрозу. Что лучше -
покажет время. Однако сегодня становится ясно, что автомобиль завтрашнего дня
невозможно будет представить без системы предупреждения столкновения. Это,
безусловно, повысит безопасность движения, и позволит избежать непредвиденных
ситуаций и человеческого фактора.