Для начала нам надо узнать тип коробки. У АКПП («автомат») фирмы Aisin Warner поддон в виде прямоугольника, щуповая труба прикреплена прямо к поддону сбоку, сзади поддона – сливная пробка. АКПП фирмы Chrysler имеет поддон почти в виде квадрата, щуповая труба – в картере коробки, сливная пробка не предусмотрена.
Помимо этого, проверять уровень масла в АКПП в авто VW, Audi с трёхскоростными коробками нужно при установке РВД в нейтральное положение. Некоторые АКПП вместо щупа в картере имеют контрольную пробку. Неудобно, когда для проверки масла ставить авто нужно на «яму» или пользоваться подъёмником. А преимущество в том, что масло в коробке никогда не перельётся в АКПП. Такие пробки есть в АКПП фирмы ZF, которыми обычно оборудуют «Бэхи». Причем на «Бэхах» с пятискоростными коробками та же пробка нужна и для заливки масла. Чтобы обезопасить контроль уровня в таком случае, проверка производится при чуть тёплом масле, что является данью европейской моде. Интересно, что есть и АКПП, которая вообще не предусматривает никакие устройства для определения уровня масла (трансмиссия «Мэрса» 722. 6, устанавливаемая сейчас почти на все машины этой фирмы) из-за того, что ёмкость, в которую заливают масло для АКПП, соединена с масляным поддоном перепускным клапаном. Его назначение – поддерживать в поддоне требуемый уровень масла. Потому уровень залитого масла здесь такого значения не имеет, а для других трансмиссий – имеет.
Немного о АКПП.
Почти у всех авто уровень масла (ATF) в АКПП измеряется, когда двигатель работает в установленном положении «P» рычага выбора диапазона (РВД). На щупе для замера уровня масла в «автомате» обычно имеется несколько меток. Верхние 2 метки (зачастую единственные) соответствуют «стандарту» уровня, прогретого до рабочих 90°С. . Этот отрезок щупа часто помечен засечкой с надписью «Hot». Для прогрева масла в АКПП до рабочей температуры следует проехаться примерно на 15-20км. Далее установите авто на площадке ровной и горизонтальной. Затем вытащите щуп из КПП и вытрите его насухо. После вставьте щуп до упора обратно в щуповую трубу и извлеките его снова. Самое нижнее и сухое место на щупе – это уровень масла в КПП.
На щупе иногда имеются ещё и нижние метки, что обозначают уровень масла холодного. Эти метки нужны, чтобы примерно определять объём залитого масла при замене. Уровень масла необходимо окончательно проверить после разогрева масла. Часто на щупе указано рекомендованное положение РВД, в котором нужно проверять уровень, а также тип масла. Есть особые ситуации (в случаях с Honda и Acura). В этих марках уровень масла проверяется тоже после достижения рабочей температуры маслом, но при отключённом двигателе.
Иногда есть такие АКПП, уровень масла в которых проверяется при РВД, установленном в положение «N» (нейтральное). Подобные КПП установлены на автомобили с передним приводом, такие как Mitsubishi, Proton, Hyundai. Отметим, что подразумеваются не автомодели, а модели трансмиссий. Пример: АКПП с передним приводом и Mitsubishi можно найти и на Chrysler, и наоборот. В Proton или Hyundai уровень масла в АКПП проверяют в положении «N» РВД. В Mitsubishi или Chrysler c поперечным двигательным расположением нужно смотреть на коробку автомат со стороны колеса. С боковой штампованной крышкой, закреплённой 10-ю болтами АКПП производства Chrysler – проверять уровень масла надо при установке РВД в «P»-положение. Отсутствие такой крышки значит, что на авто установлена АКПП Mitsubishi – уровень масла проверяют при установке РВД в «N»-положение. Также в «N»-положение РВД происходит проверка уровня на Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП фирмы Chrysler. Однако некоторые модели этих авто имеют АКПП фирмы Aisin Warner, где уровень масла надо проверять в «P»-положении.
Как проверить масло в автоматической коробке передач?
Нужно найти ручку щупа сзади двигателя, которая торчит из КПП или ведущего моста в блоке с КПП (если привод передний).
– Поставьте рычаг в «нейтралку» или положение «Park», зажав ручной тормоз, включите двигатель, а когда он прогреется, нужно будет вынуть щуп, не заглушая двигатель.
– Щуп оботрите чистой ветошью без ворса, его верните назад и снова же выньте.
– При уровне трансмиссионного масла на щупе до отметки «Full» воронкой через трубку щупа нужно залить трансмиссионное масло до достижения отметки. Нельзя переливать!
– Кончик указательного пальца погрузите в масло, которое осталось на щупе, потом пальцами его протрите.
Трансмиссионное масло на щупе в идеале розоватое и практически не имеет цвета, а если оно на вид не такое или имеет горелый запах, а также, если в нём присутствуют крупинки, тогда мастер его заменяет. Уровень такого масла в первую очередь проверяют тогда, когда авто «тормозит» при переключении АКПП. Это нужно делать ещё перед тем, как мастер начнёт настаивать обслужить, заменить или купить новую КПП. Доливать трансмиссионное масло намного дешевле, чем заменять всю систему!
Как проверить масло в коробке передач «механика»?
Уровень жидкости (масла) механической КПП обязан проверяться на подъемнике таким образом, чтобы автомеханик смог бы добраться до пробки, которая размещена внизу КПП-«механики». Конечно, лучше, чтобы этого не делать самостоятельно. Когда в ближайшее время автомобиль будет сдан в ремонт или у него будет проводиться следующая замена масла, попросите автомеханика совершить проверку уровня трансмиссионного масла. Не лишним будет знать вязкость и тип необходимого такого масла для того, чтобы убедиться, что автомеханик использует именно её. В некоторых самых новых механических КПП применяют масло для КПП автоматических, а в других «механиках» заливают обыкновенное моторное масло.
«Механика» вообще не имеет щупа. Для проверки уровня масла в КПП необходимо, чтобы Вы загнали авто на подъёмник или яму, добрались до заливной пробки снизу и открутили её. Уровень масла должен находиться на 5 мм ниже, чем заливное отверстие.