Топливная экономичность автомобиля напрямую зависит от особенностей его конструкции. Экономичность автомобиля оценивается как КПД совокупности процессов работы его трансмиссии и двигателя. Кроме того, на этот показатель влияет коэффициент обтекаемости (форма кузова автомобиля), который обуславливает потери на преодоление сопротивления воздуха при движении и коэффициент грузоподъемности (рациональность массы авто).
Потребительские качества авто - это характеристика именно его топливной экономичности, поскольку сейчас топливо «съедает» не менее 20-30% всех затрат на эксплуатацию автомобиля, любой марки и грузоподъемности, и этот показатель, увы, продолжает расти.
Среди характеристик топливной экономичности автомобиля основным показателем является количество расходуемого топлива в литрах на каждые 100 км. (путевой топливный расход). Если говорить об обобщающих показателях, то оценивается средний (топливный расход на 100 км. при нормальном режиме эксплуатации в типичных дорожных условиях) и удельный расходы топлива.
Топливная экономичность автомобиля, удельный расход топлива и средний расход топлива - это основные экономические показатели использования автомобиля. Ведь времена, когда у нас в стране литр бензина стоил дешевле пол-литровой бутылки газированной воды, увы, остались в прошлом, и возврата к ним, похоже, не предвидится…
Удельный расход топлива – это количество расходуемого топлива на единицу работы автомобиля. Таким образом, удельный расход представляет собой отношение объема среднего топливного расхода к количеству произведенной работы по перевозке пассажиров и (или) груза. Иными словами, удельный расход топлива – это единица измерения, которую используют при оценке экономической эффективности грузопассажирских перевозок.
Поскольку условия, в которых работают автомобили, достаточно разнообразны, то и расчет интегральных показателей - также процесс сложный и трудоемкий. Для облегчения данной работы разработаны нормативные документы, в которых устанавливаются параметры, оценивающие частные случаи топливной экономичности с учетом дорожных условий, режимов нагрузки и скоростных характеристик.
Существуют частные показатели топливной экономичности автомобиля, которые описаны в нормативной литературе: ГОСТ 4. 396-88; ГОСТ 4. 401-88; ГОСТ 20306-90; Правила ЕЭК ООН № 15 и 84:
1) расход топлива контрольный;
2) расход топлива на дороге в магистральном цикле;
3) расход топлива на дороге в городском цикле;
4) расход топлива на стенде в городском цикле;
5) характеристика топливного расхода установившегося движения;
6) топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге;
7) контрольный удельный расход топлива для грузовых авто;
8) приведенный обобщенный расход топлива;
9) топливно-экономические характеристики.
Для определения топливной экономичности автомобиля испытания проводятся на стендах и в условиях реальных дорожных нагрузок.
Для дорожных испытаний используются горизонтальные измерительные участки с твердым покрытием (дороги могут быть как прямолинейными, так и кольцевыми). Испытания проводятся в определенных метеоусловиях. Атмосферные условия должны быть следующими: температурный режим воздуха от 5 до 25°С; атмосферное давление от 683 до 780 мм. рт. ст. ; относительная влажность не более 95%; средние показатели скорости ветра не более 3 м/с. Для обеспечения нормальных тепловых режимов двигателя и трансмиссии предварительно производится пробег автомобиля, проходящего испытания, на расстояние 50 – 60 км. со скоростью не менее 2/3 от максимально возможной.
Исследования по определению расхода топлива происходят при различных постоянных скоростях. Для каждой постоянной скорости контроль производится не менее четырех раз. Скоростные колебания в пределах контрольной поездки не должны быть более 2 км/ч. После чего производится расчет среднего показателя путевого расхода топлива для каждой контрольной скорости.
Исследования показателя топливной экономичности автомобиля проходят на динамометрических стендах с беговыми барабанами. Стенд должен быть оборудован программными устройствами, регулировочными и тормозными. Рассмотрим особенности этих устройств:
·для воссоздания сопротивления движению, аналогичному реальному, используется тормозное устройство;
·для имитации и изменения инерционных сил, которые возникают в режиме разгона/торможения, используют регулировочное устройство;
·и, наконец, для создания определенной программы движения согласно с заданным циклом езды применяется программное устройство.
В нормативно-технических документах автомобиля обязательно представляют объем контрольного расхода топлива. Именно данный показатель является отражением технического уровня и выражением потребительских качеств автомобиля. Этот критерий используется как для контроля выпускаемого в дорогу автомобиля на соответствие техническим требованиям, так и в качестве параметра оценки технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации.
Стандартами различаются три основных ездовых цикла: стендовый, магистральный и городской.
Топливная характеристика установившегося движения автомобиля – это график зависимостей расхода топлива и скорости движения и заданных условий.
Показатели топливной характеристики и контрольного расхода топлива используют для сравнительного анализа уровня топливной экономичности автомобилей различных марок аналогичных категорий. Используя показатель топливной характеристики, возможна приблизительная оценка среднего эксплуатационного расхода топлива автомобилей.