В разговорах с автомобильными гонщиками и, в особенности с начинающими, часто можно услышать о таком необычном для «рядового» водителя приёме остановки автомобиля – торможение левой ногой при заносе! Но подобный прием на самом деле существует и то, что вам ничего не говорили про него в автошколе, действительно нормально, так как техника торможения посредством левой ноги не входит в обязательную программу автомобильных школ нашей страны. А поэтому как инструкторы, так и преподаватели в автошколах о нем могут сами ничего не знать.
В этом отношении мне намного больше повезло – я учился в автошколе, в которой вождение преподавал один из людей, который был в прошлом автогонщиком. В те времена эта школа была действительно сильная, в нее постоянно завозили хороший автотранспорт. И я думаю, известно многим людям, что даже не самые выдающиеся автомобильные гонщики разбираются в вопросах управления машиной, куда лучше любой профессионал. Ближе к делу, о таком приеме как «торможение левой ногой» я первый раз и услышал от своего преподавателя в автомобильной школе, там же и узнал, в каких именно ситуациях его надо применять. Однако затем нам сказали, чтобы мы о подобном приеме мы забыли, так как обычным людям торможение левой ногой не понадобиться. Но в голове подобный прием остался надолго.
Ну а теперь поговорим о том, для чего и когда это нужно. Для начала хочется рассказать маленькую байку:
Как-то видел я старенькую «Жигули», водитель которой ехал довольно шустро, а перед каждым перекрестком переключался на «нейтралку» и тормозил при помощи левой ноги! Любого другого подобное зрелище повергло бы в шок, однако мне данный прием уже был знаком. При этом он просто объяснился, что так ему удобнее. И именно таким способом начиналось освоение левой ноги в роли «тормозной» у немалого количества водителей.
Случай первый. На моем первом автомобиле («жигули») иногда пропадали холостые обороты (такая ситуация многим знакома, тем более тем, кто начинал свою карьеру водителя не с Лексуса или Мерседеса) и дабы не насиловать полудохлый аккумулятор и стартер на каждом светофоре, приходилось каждый раз вспоминать моего школьного учителя: тормозить левой ногой при заносе, перед этим переходя перед светофором на нейтралку, подгазовывая вместе с этим правой ногой.
Случай второй. Пришло время рассказать о том, что же нам рассказал тот самый учитель в автошколе. Во времена, когда переднеприводной «Wartburg» воспринимался как экзотический заморская машина, а об АВС можно было прочитать только в романах заграничных писателей-фантастов, советские автолюбители использовали подобный нехитрый прием, который позволял добиться антиблокировочного эффекта ведущих колес: левой ногой они давили на педаль тормоза, а правой ногой держали «газ». В результате тормозили только передние колеса, а задние ведущие под действием тяги мотора продолжали вращаться, и машина сохраняла свою курсовую устойчивость. Данный прием был назван «тормоз-газ».
Следующий способ использования торможения левой ноги на заднеприводной машине предлагает один из чемпионов по ралли. На входе в поворот в нормальной ситуации, вы должны немного “выставить” машину боком. Причем именно чуть-чуть. Итак, нажимая газ “до упора” на входе в поворот вы переходите к контролируемому заносу, с малым углом. Но вы обнаруживаете, что неправильно выбрали скорость и машина разворачивается. Вы пытаетесь “поймать” машину, выкручивая руль в противоположную заносу сторону, однако вскоре поворачиваете руль до упора. Тут вы ничего больше не можете сделать. И машина начинает вращаться. Настает именно тот момент, когда надо применить торможение левой ногой. Перед тем, как руль доведется до упора, не отпуская газ, сильно и коротко ударьте по тормозной педали левой ногой. Передние колеса будут блокированы и начнут скользить, в итоге переднюю ось снесет наружу поворота и машина перестанет вращаться.
Многие водители уже на своем опыте поняли, как сложно тормозить на неровностях. Поэтому каждый более-менее опытный владелец автомобиля вдалбливает новичку: «Надо отпустить тормоз, подъезжая к яме! » То же действие надо производить и перед «лежачими полицейскими», и перед рельсами. Для чего? Так как, при торможении вы изменяете баланс машины – переносите часть веса с задних колес на передние. В результате сжимаются пружины подвески, и вы рискуете получить сильный удар по своим колесам, неминуемо передающийся на подвеску и кузов машины. Вы видели когда-нибудь амортизаторы со сломанными или гнутыми штоками? А я имел возможность наблюдать подобные. Поэтому, чтобы сохранить машину на наших колдобинах, опытные автовладельцы пошли еще дальше:
«Трамплин – полет»– это выражение частенько встречается среди участников ралли и обозначает наличие на дороге бугра, при проезде которого на большой скорости, машина норовит оторваться от земли всеми колесами и приземлиться, только побывав в воздухе несколько десятков метров. Помимо того, что в полете, машина не разгоняется и не тормозит, так она еще и не может управляться. Поэтому часто бывают такие случаи, когда полет будет окончен в придорожном кювете или кустах. Однако даже если автомобиль и приземляется обратно на трассу, не всегда полет благополучно закончиться: в полете мотор раскручивает колеса машины до больших оборотов, а в момент «посадки» они резко затормаживаются, при этом могут обрываться привод. Поэтому профессиональные гонщики в полете отключают сцепление, и стараются не прыгать вовсе, если это конечно возможно. Речь в этом случае идет о подготовленных раллийных машинах, а обычные автомобили уж точно не выдержать никаких прыжков.
Поэтому, чтобы не дать автомашине возомнить себя в роли птицы, надо вовремя вернуть его на землю – на вершине бугра (трамплина) коротким резким ударом по тормозу левой ногой, при этом колеса прижмутся к дороге. Подобный же прием можно использовать в случае с ямой. В подобной ситуации торможение левой ногой предпочтительно, однако не обязательно.
Под конец – самое главное! Левая нога очень большого количества водителей привыкла работать с педалью сцепления и не может правильно дозировать усилие на педали тормоза, а у владельцев машин с автоматической коробкой передач она и вовсе «не хочет двигаться». Поэтому не нужно никогда применять торможение левой ногой на трассах общего пользования, пока данное умение не будет доведено до совершенства в безопасных условиях! Быть может, для этого у вас потребуется довольно много времени.