Невзирая на то, что в автоматической коробке передач переключения происходят полностью в автоматическом режиме, водитель все-таки в любой момент может вмешаться в работу системы управления авто и выбрать тот режим для езды, который ему необходим, учитывая при этом внешние условия движения.
Помимо этого, с целью увеличения срока службы автоматической трансмиссии разработчики различных фирм производителей машин предусматривают ряд определенных режимов, которые должен выбирать водитель в неких условиях движения. Данные режимы одинаковы почти для всех транспортных средств, однако, конечно ясно, что каждая модель авто имеет и некоторые присущие только ей особенности. Для управления машиной с автоматической коробкой переключения передач в салоне устанавливается рычаг выбора диапазона работы данной коробки, который может быть расположен в полу сбоку от самого водителя или прямо на рулевом колесе. Данный рычаг с помощью троса соединяется с клапанной КПП, и с его помощью можно управлять диапазонами используемых при работе передач. В салоне помимо рычага, чтобы задать специальные режимы работы коробки переключения передач, имеется несколько или один переключатель.
Если будут выполняться все правила эксплуатации машины с АКП, а также правильная установка режима работы - все это обеспечит надежность работы КПП в течение очень длительного времени.
Для начала надо сформулировать общие правила эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач, а затем уже подробнее остановиться на особенностях эксплуатации определенных моделей автомобилей.
Различные режимы работы автоматической трансмиссии.
Такой рычаг выбора диапазона может иметь довольно большое количество вариантов размещения и исполнения в автомобиле. У него есть несколько положений, имеющих цифровое и буквенное обозначение.
Количество подобных положений может быть разное в зависимости от модели машины, однако всегда рычаг переключения передач имеет положения, которые обозначены буквами "М", "D", "R"и "Р".
Существуют и автомобили, в которых есть возможность переключать режимы трансмиссии на рулевой колонке.
Чтобы предотвратить поломки автоматической коробки передач при опасном выборе диапазона (к примеру, перемещение из " R" в " D " при движении назад) на рычаге выбора передач некоторых моделей КПП приспособлен фиксатор, если нажать на него, можно будет использовать такие "опасные" переключения.
Фиксатор может позволить избежать ситуации, при которой по неосторожности может быть включена недопустимая на данный момент одна из передач.
Почти на всех моделях при отключении или разряде аккумулятора рычаг переключения передач будет блокирован в положении "Р". На одних машинах, для того чтобы снять блокировку, надо сдвинуть фиксатор, перед этим подняв крышку центральной консоли. На иных моделях есть специальная кнопка для снятия блокировки (зачастую она красного цвета).
Теперь поговорим подробнее про режимы работы трансмиссии.
«P» — parking. При данном режиме выключены все передачи, выходной вал коробки переключения передач и «ветка» трансмиссии, которая связана с ведущими колёсами, они в свою очередь заторможены блокирующим механизмом КПП. При работающем моторе ограничитель частоты вращения коленвала срабатывает намного раньше, чем при разгоне. Подобная «защита от дурака» не может позволить «перекручивать» двигатель и без толку перерабатывать трансмиссионную жидкость.
«N» — нейтраль. В этом режиме ведущие колёса и мотор не связаны. Машина может двигаться накатом, ее также можно буксировать без подключения ведущей оси.
«R» — reverse, если говорить русским языком, то это – задний ход.
Режим «Drive» или «D» разрешает движение. В данном режиме смена передач будет осуществляться автоматически.
«PWR», «Sport», «S», «Shift» или «Power» — спортивный режим. Самый расточительный и самый динамичный. При разгонах мотор «загоняется» в режим предельной мощности. Скорость перехода с передачи на передачу (это конечно зависит от программы и конструкции) может быть повышена. Мотор в данном случае всегда находится в повышенном тонусе, зачастую работая на оборотах, которые не ниже развивающих максимальный момент. В том режиме вам придется забыть об экономичности.
«Kick-down» — режим, при котором будет осуществлен переход на более низкую передачу для осуществления ускорения, к примеру, при обгоне. Резкий подхват будет произведен за счёт того, что мотор выводится в режим самой большей отдачи, и за счёт максимального передаточного отношения понижающей передачи. Для перехода работы трансмиссии в этот режим нужно хорошенько топнуть по педали газа. В трансмиссиях старшего поколения, чтобы сработала система «Kick-down» нужно было обязательно нажать на педаль газа, надавить ее в пол вплоть до характерного щелчка.
При работе в режиме «O/D» или «Overdrive» повышающая передача будет заметно чаще включаться, переводя мотор на пониженные обороты. «Overdrive» обеспечивает самое экономичное передвижение по трассе, однако его активация может быть причиной существенной потери динамики.
«Norm» данная передача - это наиболее сбалансированный режим мотора. Как правило, переключения на повышающие передачи происходят на средних оборотах и на оборотах чуть выше средних.
Если поставить рычаг напротив «3 », «2» или «1», ваша коробка не будет переключаться выше выбранной передачи. Режим будет востребован в тяжёлых условиях дороги, к примеру, при движении по горным трассам, при буксировке другого автомобиля или прицепа. В этом случае мотор может работать на высоких и средних оборотах без перехода на повышающую передачу.
«Snow», «Winter», «W», как вы могли уже догадаться - это «зимний» режим работы. Чтобы предотвратить пробуксовку ведущих колёс, троганье с места всегда производится со второй передачи. Чтобы не спровоцировать дополнительные проскальзывания, переход с первой передачи на вторую в этом случае будет осуществляться мягче даже на низких оборотах. Однако не исключено, что разгон будет динамичнее.
Значки «-» и « » определяют совсем не полюсность, а возможность переключения вручную. Различные производители любят «перемешивать» передачи, устанавливая в различном порядке: селектором управления коробки передач, кнопками на подрулевыми переключателями или руле. В данном режиме электроника не может переходить на передачи, которые, они считает, уместны в определенный момент. При работе со знаками «вычитания» и «сложения» скорость перемены ступеней не будет выше той, что определяется программой режима «Sport». Достоинством ручного режима является возможность опережать действия.