Первые усилители начали появляться на грузовых автомобилях, пневмоусилители — они были несложными и брали свою энергию от компрессора пневматических тормозов, которые уже на тот момент были установлены на машине. Однако гидравлика, хотя была дороже и сложнее пневматики, работала точнее и тише. Конструкторы легковушек остановились именно на ней. Первыми, кто начал использование данных приборов, были американцы. И уже в 50-х годах ХХ века по дорогам разных стран заколесило огромное множество автомобилей с усилителями руля.
Червяк-ролик - рулевой механизм состоит из:
·регулировочный винт;
·вал сошки;
·двухгребневый ролик;
·глобоидальный червяк.
На каждый хитрый винт найдется своя не мене хитрая гайка (рулевой механизм типа ZF сектор с гидроусилителем — рейка — шариковая гайка— винт).
В состав рулевого механизма входит:
·ограничительный клапан;
·вал сошки;
·зубчатый сектор;
·поршень-рейка;
·шарики с трубкой рециркуляции;
·винт;
·распределитель.
Гидроусилители руля
Исполнительный механизм гидроусилителя легковой машины, как правило, выполнен вместе с рулевым механизмом – подобные усилители еще называют интегральными. В роли рабочей жидкости в гидроусилителях машин иностранного производства используется ATF масло – именно он используется в автоматических коробках переключения передач. А агрегаты отечественного производства работают на масле «Р» марки, исходя из своих свойств оно близко к простой "веретенке".
Рулевой механизм - реечный с гидроусилителем. Если рулевые тяги тут располагаются с боку рейки, то поршень будет размещен посередине корпуса. А в случае, если тяги крепятся к части рейки по центру, как это сделано на Москвиче и Самаре, то поршень относят вбок.
Рулевой механизм состоит из:
·роторный гидронасос;
·торсион;
·шестерня;
·распределитель с золотником;
·шарниры рулевых тяг;
·сальники;
·поршень;
·рулевая рейка.
Аксиально-поршневой или роторный насос, который приводится в действие ремнем от коленвала, засасывает масло из бачка и нагнетает его под высоким давлением, примерно 60-110 атм в золотниковый распределитель. Задачей этого распределителя является отслеживание усилия на руле и строгое дозирование в помощи поворота управляемости колеса. Для чего пользуются следящим устройством - зачастую это торсион, который встроен в разрез рулевого вала. Когда автомобиль едет по прямой или стоит, то на рулевом валу нет усилия, и торсион в этом случае не закручен — соответственно, дозирующие каналы распределителя также перекрыты, а масло будет сливаться обратно в бачок. Человек поворачивает руль, колеса начинают сопротивляться - торсион закручивается сильнее, по отношению к усилиям на руле.
Работа данного устройства осуществляется такими механизмами:
·распределитель с электромагнитным механизмом изменения жесткости торсиона;
·реечный рулевой механизм с гидроусилителем;
·электронный спидометр;
·блок управления;
·гидронасос с бачком.
Рулевой реечный механизм с переменным усилием на руле и гидроусилителем ZF Servotronic. С повышением скорости электрогидравлический модулятор понижает помощь усилителя вплоть до нуля.
·карданный шарнир;
·бачок;
·гидронасос;
·реечный рулевой механизм;
·электорогидравлический модулятор;
·блок управления;
·электронный спидометр.
Электроусилители руля
Это усилители, в которых нет ни намека на гидравлику! На торсионе устройства слежения стоит датчик, и в зависимости от его значений и подаваемых сигналов электроника подаст ток необходимой силы и полярности на обмотки электромотора, который связан с рулевым механизмом посредством червячной передачи. Исходя из сигналов датчиков скорости, можно поменять характеристику электроусилителя в соответствии с зависимостью заложенной в память блока. Преимущества электроусилителя таковы:
- симметричность руля на порядок выше (отсутствие разницы усилия вращения в правом и левом вращениях руля)
- не нуждается в обслуживании (доливки, замены рабочей жидкости),
- надежность (отсутствие ремней, шлангов, жидкостей, сальников, прокладок),
- экономичность:
а) электроусилитель руля потребляет энергию, когда происходит вращение, в отличие от гидроусилителя, в котором рабочая жидкость постоянно гоняется по трубам, а на это расходуется дополнительная энергия.
б) КПД электродвигателя намного выше коэффициента полезного действия гидронасоса.
- независимость эксплуатации усилителя руля от перепадов температуры,
- информативность (подгонка усилителя руля к скорости машины),
- независимость работы электроусилителя от оборотов мотора автомобиля,
Как вариант, для машин малого класса, а так же для микроавтобусов и машин большого класса — усилитель встраивается в рулевую колонку
ZF Servolectric - электроусилитель в зависимости от полной компоновки и массы машины может встраиваться в разные звенья рулевого управления. В его состав, входит:
·электропривод с механизмом рейка – гайка;
·блок управления;
·следящее устройство с торсионом;
·реечный рулевой механизм;
·рулевая колонка;
·электроусилитель с электронным блоком управления и червячной передачей;
·промежуточный вал;
Рулевой механизм с переменным отношением
Гидроусилители и электроусилители зачастую не так сильны передаточным отношением. А как все-таки его сменить? Ведь рядом с нулевым положением баранки руля, когда едешь на высокой скорости по прямой, излишняя острота управления автомобилем добра не принесет. Она заставит человека за рулем все больше и больше напрягаться. А при развороте или парковке, наоборот, хотелось чтобы передаточное отношение было поменьше — чтобы разворачивать руль на меньший угол. Для данных действий существует некоторые схемы рулевых реечных механизмов.
Фирма ZF пользуется зубьями рейки с переменным профилем: треугольные зубья в околонулевой зоне, зубья трапецеидальной формы — ближе к краям. Шестерня войдут с ними в зацепление с различным плечом, что и помогает слегка поменять передаточное отношение. Иной, более сложный, способ использовала Honda на авто NSX – к тому же, в сочетании с электрическим усилителем. Тут зубья шестерни и рейки сделаны с переменными кривизной профилем, и шагом.