Конечно, наибольший «простор для творчества» дает кузов автомобиля – достаточно большая площадь, издалека видно, да и, вспоминая старый добрый мультфильм про кота Матроскина, «От этой картины на стене очень большая польза – она дырку на обоях загораживает…». Так и роспись на кузове машины иногда не только привлекает внимание к ее владельцу, но и маскирует дефекты самого автомобиля. Особенности внешних украшений авто – то, что это элементы не обязательные, но дающие возможность ее владельцу не беспокоиться о внешнем неординарном виде своего транспорта.
Сегодня украшать чем-то бросающимся в глаза кузов автомобиля можно по-разному. Существуют даже специальные салоны, которые по желанию клиента вручную расписывают машины. Правда, подобный рисунок стоит денег, и немалых – авторская работа по-прежнему удовольствие дорогое, и позволить себе подобное в состоянии (простите за каламбур) лишь люди состоятельные.
А что делать, если выделить из потока себе подобных любимое авто хочется, таланта Рембрандта или, на худой конец, Пикассо, Бог не дал, а денег на персонального художника нет и не предвидится? Можно попробовать оформить автомобиль способом, называющимся модным, экзотически звучащим словом декалькомания.
Обычно для нанесения художественных изображений на твердые предметы, включая и кузова автомашин, используют трафаретный способ печати (ТП) – краска впечатывается непосредственно в поверхности. Но для этого необходимо одно важное условие - между поверхностью, на которой печатается изображение, и печатной формой должен быть непосредственный, без зазоров, контакт. Естественно, эта поверхность должна быть плоской, или иметь форму правильной фигуры вращения - цилиндра или конуса. И основные – это признаки декалькомании.
На поверхностях со сложной конфигурацией рисунок таким образом нанести невозможно и для этого используют непрямые, или переводные методы печати, и один из них – это декалькомания.
Сам этот термин - «декалькомания» собран воедино из латыни, греческого и французского языков. По смыслу этот коктейль значит примерно следующее: способность точно перевести. И внешние признаки украшений декалькомании это различные декоративные элементы.
Сейчас декалькоманией называют производство деколей - переводных изображений, оттисков, напечатанных на особой бумаге или пленке особыми красками. Переводное изображение, называемое калькомой, печатается на бумаге с односторонним клеевым слоем. Те, кто жил в советские времена, еще помнят переводные картинки, которые наклеивались на парты, крышки пеналов, портфели и т. д. Это и были простые деколи, для перевода которых на поверхность достаточно было намочить их в теплой воде, приложить к поверхности и аккуратно вынуть пленку, на которой находилось изображение. Точно также это происходит и в «больших формах», когда традиционная трафаретная технология печати на бумаге или пленке переносится на любую, даже самую неровную поверхность, независимо от ее формы, и в самых труднодоступных местах. Декалькомания применяется при производстве керамических, фарфоровых, стеклянных изделий, а также при нанесении изображений на изделия из дерева, металла и различных пластиков.
Сама декалькомания используется уже второе столетие, с позапрошлого века. Сначала использовалась высокая и плоская офсетная печать, но постепенно, со второй половины прошлого века, в производстве деколей их вытеснила трафаретная. Ее основные достоинства – возможность нанесения красочных слоев достаточно большей толщины. Да и даже достаточно малые тиражи получаются вполне рентабельными.
Современная декалькомания бывает двух видов – сдвижная (прямая) и сухая (обратная). Особенности украшений декалькомании это декоративные элементы, изготовленные вне основы на которую они затем будут нанесены.
При сдвижной (прямой) декалькомании краска накладывается прямо, и изображение выглядит так же, как оно будет лежать и на поверхности, на которую будет наноситься. Мокрой ее называют потому, что для перевода изображения на поверхность оттиск сначала мочат в воде. Затем при переносе на поверхность изображение сдвигается с бумаги и остается на кузове, капоте или других местах машины.
Сухая (обратная) декалькомания отличается от прямой тем, что изображение зеркально наносятся на полимерную пленку, а при переносе на поверхность красочный слой изображения наклеивается, а пленка отделяется. Однако ее стоимость выше, чем сдвижной, и она применяется куда реже.
Применяются и калькомы без нанесенного на них клеевого слоя, но их перед нанесением покрывают специальными лаками. Калькому с нанесенным на нее клеевым слоем опускают в теплую воду, затем помещают на то место, на которое наносится изображение, и прижимают к нему. Верхний слой бумаги осторожно снимают, а на оставшееся изображение после сушки наносят слой бесцветного лака. Поверхность автомобиля, которая не должна подвергаться воздействию лака, защищается липкой лентой, которая к тому же создает четкую линию лака примерно в полумиллиметре от края нанесенного рисунка.
Когда лак высохнет, липкую ленту нужно снять. Те места, на которые лак все-таки попал, протирают тампоном, который смачивается уайт-спиритом либо бензином. Затем покрытая лаком калькома прогревается инфракрасной установкой или лампой-рефлектором, которая сушит картинку примерно 40 минут.
Правда, даже достаточно небольшая декалькомания держится сравнительно недолго, и эти рисунки приходится регулярно обновлять. Для этого старый рисунок аккуратно снимают растворителем.
Но регулярное обновление имиджа, в конце концов, неплохо – креативность вашего железного любимца будет постоянно на должной высоте – это признаки украшений своего авто.