Да, понятно, что у такого «водителя» что есть поворотники, что нет – все равно. Но большинство наших водителей на дороге вполне адекватны, да и неисправные указатели поворотов вызывают дискомфорт и у самого владельца неисправного авто, и у других водителей.
Поэтому безопасность движения транспорта во многом зависит от указателей поворотов (хотя, конечно не только от них). Ведь ни один нормальный водитель по своей воле (без крайней на то необходимости) не сядет за руль автомобиля без этих чрезвычайно важных для нормального вождения элементов – указателей поворота.
Совсем недавно, каких-то двадцать-тридцать лет тому назад, световая сигнализация даже на редких на наших дорогах иномарках была достаточно простой. Простой настолько, что не о чем было бы даже и говорить - вся система состояла из биметаллического теплового прерывателя, переключателя под рулем и, естественно, самих ламп-указателей поворота.
Но начиная с семидесятых годов прошлого века машины стали оснащать аварийной сигнализацией, основным элементом которой был выключатель аварийной сигнализации с выводами перекоммутации электрических цепей поворотников в случае изменения режимов их работы. Это, естественно, сильно усложнило схему устройства и добавило хлопот при его диагностике. На отечественных авто - «восьмерке», а затем и на «девятке» появились монтажные блоки, в которых находились весь набор основных предохранителей и реле, включая и поворотники. Правда, их плотная компоновка привела к появлению мест, к которым трудно было подобраться для диагностики и ремонта. Теперь, конечно, было очень несложно (но и весьма недешево) заменить неисправный блок полностью, но долго его разбирать и сложно ремонтировать.
Сейчас на наших дорогах в эконом-классе чаще других встречается «Лада-Самара», систему световой сигнализации которой мы и рассмотрим далее.
Проще всего представить работу указателей поворотов отечественных авто раздельно, в двух режимах. Для того, чтобы упростить схему, разделим ее на две части: цепь питания – начинается аккумулятором и заканчивается реле-прерывателя; и цепь нагрузки – продолжается от реле-прерывателя.
Указатели поворотов отечественных авто - схема в рабочем режиме.
1. Цепь питания: с аккумулятора напряжение передается к контактам разъема монтажного блока, а затем (ключ находится в режиме «зажигание») подается через контакты реле зажигания (замкнутые), после – на предохранитель монтажного блока и попадает на контакты выключателя аварийной сигнализации (для дальнейшего кнопка должна быть отжатой), затем, опять через монтажный блок - к точке вывода реле-прерывателя поворотников.
2. Цепь нагрузки: через включенный переключатель (подрулевой) поворотов, к выходу реле, нагрузка переключается на указатели поворотов (левые или правые). Что касается контрольной лампы, то она подключается только тогда, когда главные лампы выключаются (в противофазе).
В аварийном режиме схема работает несколько иначе:
- ее питание идет прямо от аккумулятора, для возможности использования на «стопе», когда зажигание машины выключено;
- указатели поворотов с обеих сторон авто здесь соединены контактами выключателей аварийной сигнализации.
В данном режиме схема работает следующим образом:
Во-первых, цепь питания: ток, подаваемый с аккумуляторной батареи на разъем монтажного блока, идет на контакт аварийной сигнализации через предохранитель, который соединяется с его контактом после нажатия кнопки, с которой напряжение, опять-таки через монтажный блок, поступает на вывод реле-прерывателя указателя поворотов.
Во-вторых, цепь нагрузки: выводы реле-прерывателя соединены с контактами, замыкаемыми при нажатии, соединяя все указатели поворотов автомобиля (как левые, так и правые). Параллельно с основными включается и контрольная лампа, напряжение на нее подается через те же контакты выключателя аварийной сигнализации.
Для того, чтобы вся эта система работала и не преподносила сюрпризов, которые, как известно, всегда бывают в самые неподходящие для этого моменты и в самом неподходящем месте, систему контроля указателей поворотов нужно содержать в исправности.
Для этого необходимо:
Во-первых, систематически контролировать герметичность - как корпусов всех фонарей, так и корпуса монтажного блока;
Во-вторых, постоянно просматривать, надежны ли соединения схемы;
В-третьих, лампы указателей поворотов использовать только одни - типа а12-21, и лишь мощности, соответствующей указанной.
В-четвертых, не ставить, по старой и не очень доброй традиции отечественных электриков, «примерно подходящие» предохранители, а использовать только указанные - восьмиамперные;
И последнее. Если Вы отправляетесь в дорогу, даже если она не слишком продолжительная, не поленитесь положить в багажник, в соответствующей виброзащитной упаковке, запасные лампы и предохранители. Не лишними будут двухметровый отрезок монтажного провода в 2, 5 мм2 сечения, тестер или хотя бы, на худой конец, контрольная лампа.
В дороге, как все мы знаем, бывает всякое, и альбом со схемами электрооборудования Вашего автомобиля – груз небольшой, но без него диагностика и ремонт иногда затягиваются надолго, ибо человеческая память несовершенна и имеет неприятное свойство подводить.