Есть два типа люков, которые устанавливаются не на конвейерах, а в сервисных центрах, — мягкие с водонепроницаемым сдвижным полотном и жесткие со стеклянной панелью. Все они выпускаются с электромеханическим или ручным приводом. Стеклянные люки, кроме того (есть такие которые, могут комплектоваться солнцезащитными шторками дополнительно) делятся на подъемные и сдвижные. На все эти виды люков, как и многих других автомобильных аксессуаров, оказывает своего рода влияние мода. Не так давно предметом желаний большого количества автолюбителей были люки с ручным приводом, которые надо было поднимать, они и недорогие и простые. А сейчас же совсем другое дело — в основном, пошел спрос на люки сдвижные, которые оснащены электромеханическим приводом.
А вот универсалу подошел бы люк на крышу типа Aero Top 2 длиной около 1, 2 м. На рынке вы можете познакомиться с люками нескольких фирм с запада. В первую очередь, Webasto произведенные в Германии и получившие сейчас новую торговую марку Holland Webasto, люки фирмы Automaxi, производство Франция, и Mistral венгерские и итальянские. Самым большим спросом, да и весьма большими возможностями, отличаются именно французские и немецкие люки. Наверно самая полная программа порядка 12 моделей наблюдается у фирмы Holland Webasto: 3 ручных сдвижных 3 механических подъемных, и 6 сдвижных с электроприводом (в частности и Aero Top с мягким материалом). Огромная часть (шесть моделей) имеет унифицированную рамку по размеру около 760 мм (ширина) и 390 мм (длина). Пять моделей размера побольше — 825х480мм соответственно. А габариты люка Aero Top — 1080х782 мм. Мощный профиль рамы обеспечивает довольно высокую жесткость крыши, из которой будет вырезан не малый кусок.
Французская Automaxi может предложить нам две модели опрокидывающихся люков оснащенных ручным приводом и одну модель сдвижную. Основным их преимуществом является большая надежность и невысокая стоимость. Mistral, к примеру, одна из самых востребованных моделей на рынке. Одной из самых доступных по цене и простых в установке считается модель Junior Top фирмы Holland Webasto (размеры 760 на 390 мм). Не далеко от нее по стоимости, и по размерам ушла уже упомянутая Mistral. Сложнее в установке считаются французские люки Clairauto и Panoramic, немецкие серии Top Slider. Решившись уже устанавливать люк, прежде всего, постарайтесь проконсультироваться с вашими соседями по стоянке или гаражу. Обычно, хоть у одного из них имеется небольшой опыт «общения» с «дыркой» в крыше. Надо учесть, что установив в авто люк, вам не останется ничего много, как радоваться содеянному. К первозданному состоянию машину уже вернуть не удастся.
Следующим шагом будет — выбор модели. Подъемные люки, к примеру, «поднимают» над крышей воздушный поток, почти не изменяя аэродинамические характеристики автомобиля. Более современные, сдвижные люки как бы помогают потоку воздуха «забраться» внутрь авто, где он создает завихрения. С противоположной стороны, подъемные люки не совместны с багажниками на крыше, сдвижные же «собраться» с ними спокойно уживаются. И если вы, например, охотник или рыбак, дачник-строитель, то подобная «совместимость» может оказаться определяющей.
Когда вы выбрали тип люка, идите к установщикам и узнайте, какую из моделей люка, выбранного вами типа, можно будет разместить на вашей машине. Пару пояснений. Помимо того, что рамка любого из люков имеет заданную кривизну, при установке она «подтягивает» крышу автомобиля под форму себя, слегка ее меняя. Поэтому далеко совсем не любой люк подойдет к каждому автомобилю. Могут мешать на крыше две продольные отштамповки, или же проходящие под обивкой потолка электрические провода или же кривизна самой крыши. Тем не менее и для таких автомобилей можно подобрать определенные модели. Выбирая люки, стоит обратить внимание на стекла. Они могут различаться наличием зеркального покрытия и плотностью тонировки. Также стекла могут быть гладкими или иметь противосолнечное растровое рельефное покрытие. Более плотные стекла будут защищать вас от солнечных лучей, однако снижают эффект открытого окна. Зеркальное покрытие является более прозрачным, но менее стойким. Оно будет выгорать, и терять свой внешний вид. Растрированные стекла труднее мыть и они быстрее пачкаются, однако преимущество их в том, что они прекрасно защищают салон от солнечных лучей. Гладкие стекла не защищают от солнца совсем, однако способны спустить в авто много света. Выбор стекла дело вкуса любого человека. Есть деньги и желание - вы можете поставить шторки.
Когда вы будете прощаться со стальной крышей, первым делом, сохраните вырезанную часть. Ведь она не займет много места в гараже. И если кто-нибудь уронит на крышу вашей машины какой-нибудь тяжелый предмет, то можно будет использовать такую «вырезку» как временную заплатку. Обязательно надо поставить машину с установленным новым люком под машинную мойку на десять минут. Этого достаточно, чтобы вы смогли убедиться, что установленные швы герметичны. Если заметили какую-либо влажность и тем более течь, вернитесь к установщику. При эксплуатации люка открывайте его по поводу и без повода, как можно чаще. Длительное нажатие стекла на уплотнительную резинку приведет в итоге к ее растрескиванию и ужесточению. Принимая готовый автомобиль, обратите внимание на плотность подгонки уплотняющей рамки к обивке потолка. Она должна ровно лежать, без провисаний и пузырей. Люки некоторых моделей, к примеру, Mistral, имеют специальные замки для снятия стекол. Это незамысловатое приспособление может превратить вашу автомашину почти в настоящий кабриолет. Снимая стекло, надо как можно аккуратнее ставить его в салоне. Так как в спешке, на стекло может кто-нибудь сесть, а оно не дешевое.
Пожалуй, это и есть все хитрости использования, установки и выбора люков для автомобилей. Согласитесь, тут немного проблем, а удовольствия — намного больше!