Как это происходит, и каким образом бороться с недобросовестными работниками заправок, рассмотрим в данной статье.
Прежде всего, надо отметить, что далеко не всегда легко обнаружить «недостачу» в своём баке, так как мы не можем проверить точное количество топлива после его попадания в наш автомобиль, и для нас так и может остаться загадкой, сколько бензина нам залили на самом деле: 20 литров или 19, 5.
Известно, что допускается погрешность в 100мл на 20 литров, но не более. Также следует помнить, что при летнем зное объём жидкости расширяется (это касается заправок с наземными емкостями для хранения бензина), при этом масса её остаётся такой же, а при похолодании снова сжимается, этим фактом пытаются оправдать себя некоторые работники заправок.
По наблюдениям автолюбителей, недолив топлива встречается гораздо чаще на трассах, нежели в городской черте, так как заправки здесь проверяются регулярнее. Но, тем не менее, и здесь водителям не стоит терять бдительность. По статистическим данным, нарушение наблюдается на 40% АЗС, и то, это при плановых проверках, о которых организацию обязаны предупредить за 10 дней.
Существует несколько способов обмануть водителя:
1)Часто стоимость бензина составляет некруглую сумму (например, 187, 5 руб. ) и работники АЗС, под предлогом, что якобы нет сдачи, предлагают долить жидкость в бак на эту сумму. Очень часто они этого просто не делают, а сдача оседает в их карманах;
2)Существует особая программа для управления заправкой, при помощи которой обеспечивается недолив на АЗС. Плюсом для заправщиков является то, что при проверке её можно отрегулировать в любой удобный момент, и нарушение останется скрытым;
3)При заправке бака из пистолета работник АЗС может преждевременно остановить подачу бензина;
4)Другой способ – отрегулировать стрелку шкалы таким образом, что она будет «перескакивать» несколько делений;
5)Также осуществить недолив топлива можно с помощью шланга. Любые его перекручивания и сгибы приводят к задержке подачи бензина. Вдобавок, шланг можно проткнуть, и тогда поступающий воздух будет «подсасывать» бензин, который потом благополучно сольётся работником в отдельную ёмкость.
Недолив топлива происходит не всегда по инициативе работников заправок. Очень часто само руководство приказывает тем» «обвешивать» водителей, а тех сотрудников, которые отказываются это делать, либо увольняют, либо стараются припугнуть.
Что касается государственных проверок, то и здесь в некоторых случаях наблюдается печальная картина. Как было уже отмечено выше, об инспекции заправщики предупреждаются за 10 дней. В этом случае, только полный лентяй не подготовится должным образом. Но, что ещё хуже, бывает, что и сами проверяющие участвуют в обмане – пломбируют заведомо неправильно настроенные датчики и, тем самым, оказываются в доле.
Для автомобилиста есть два способа проверки недолива топлива:
1)Если вы заправляете полный бак (например, 40 литров), а счётчик на заправке показывает 43, то это непременно является свидетельством нарушения, проще говоря, с вас хотели взять деньги за несуществующие литры;
2)Можно попросить заполнить канистру конкретного объёма.
Что же можно посоветовать водителю, дабы он не попал в неприятную ситуацию?
Прежде всего, желательно выбрать какую-нибудь одну проверенную и надёжную заправку. А если вдруг вам случилось заправлять своё транспортное средство на незнакомой АЗС, ограничьтесь 5-10 литрами. Так вы сможете не только проверить честность заправщиков, но и определить качество заливаемого топлива. Не исключается вариант заполнения канистры определённого объёма. Хорошо было бы, чтобы вы заправлялись сами, без помощи работников АЗС, но если такой вариант вам неудобен, то остаётся внимательно следить за действиями заправщика. Летом лучше всего заправляться утром, когда ещё нет сильной жары. Также нежелательна заправка после слива топлива бензовозом. Необходимо внимательно следить за смотровым окошечком, через которое поступает бензин, и если вы заметили там пузырьки, в виде которых поступает воздух, немедленно требуйте с администрации возврата своих денег.
В случае подозрения недолива топлива на АЗС следует немедленно обратиться к оператору и потребовать произвести контрольный замер специальным мерником, который должен быть на каждой заправке. Затем должен быть составлен акт о замере и его результатах. К слову сказать, если вы не доверяете прибору, принадлежащему самой заправке, потому как бытует мнение, что и его также можно регулировать, такой мерник можно приобрести для себя через Интернет. Тут уж вас никто не обманет. Стоит он порядка три, три с половиной тысячи рублей.
Если факт недолива был установлен, то необходим документ, подтверждающий договор купли-продажи (чек, квитанция и т. д. ). Затем составляется акт о нарушении права потребителя. Также можно зафиксировать свидетельства очевидцев. Всё это пригодится в суде, если факт недолива будет оспариваться. Очень важно в этом случае не просто знать свои права, как потребителя, но и уметь их отстаивать.
Сложность заключается в том, что заправку можно уличить только в одном конкретном факте недолива топлива, так как для выявления серийных нарушений понадобятся сотни таких проверок, а штраф за подобное административное нарушение в нашей стране очень мал.
Сейчас активно разрабатываются способы борьбы со случаями недолива бензина. Есть предложение продавать топливо не в литрах, а в килограммах. В этом случае будет проще доказать факт «обвешивания», так как и автомобиль отяжелеет на заправленные килограммы. Такой проект уже пытались внедрить, но он был прекращён из-за отсутствия финансирования.
В заключении, хотелось бы напомнить уважаемым водителям, что ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать бдительностью и внимательностью, дабы не быть обманутыми.