Описание и ремонт автомобилей-цистерн хотелось бы начать с того что они подобно автозаправщикам выпускаются на шасси грузовых полуприцепов, прицепов, автомобилей. Их сфера применения очень высока от перевозки молока и муки, до перевозки газа и нефтепродуктов. Цистерны для перевозки пылевидных грузов разгружаются специальным шнековым механизмом или же при помощи сжатого воздуха.
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов специалисты различают по 4-м основным признакам:
1. Марка базового автомобиля;
2. Ёмкость этой самой цистерны;
3. Форма;
4. Установленное оборудование.
В зависимости от транспортной базы существуют следующие типы автоцистерн: ППЦ - полуприцепы-цистерны, АЦ - автомобили-цистерны; ПЦ - прицепы-цистерны.
Описание автоцистерны для перевозки воспламеняющихся жидкостей в салоне должно имеется как минимум 2 огнетушителя, лопата, войлочный кошму, заземляющее устройство, исправные краны, так как протекание цистерны, даже незначительно, категорически запрещено.
Описание автоцистерны , перевозящих активные химические продукты (жидкие азотные удобрения, кислоты, щелочи).
Данный вид автоцистерн оборудован резервуаром с внутренним антикоррозийным покрытием. В салоне автомобиля находится тоже самое оборудование, что и у автоцистерны для перевозки воспламеняющихся жидкостей.
При перевозки жидких пищевых продуктов: молока, пива, вина, растительного масла и т. д. , машину оборудуют алюминиевым или пластмассовым резервуаром. Внутренняя поверхность цистерны покрыта слоем нержавейки, покрытой стеклянной эмалью или цинком. Также данный вид цистерн имеет слой теплоизоляции для поддержания определённой температуры перевозимой жидкости.
Автоцистерны общего назначения имеют эллиптическую форму кузова, оборудованы сливными устройствами и плотно закрывающейся горловиной. Цистерны объёмом 4300 л преимущественно устанавливаются на автомобили-цистерны АЦ-42-130 и АЦ-42-53А. Данные цистерны изготавливаются из листовой стали, толщина которой составляет 4 мм для днищ цистерны и 3 мм для обечайки. Обычно обечайку усиливают с помощью колец жёсткости, которые забирают часть нагрузки. Верхняя часть цистерны имеет горловину оснащённую мерным треугольником. Нижняя часть цистерны оборудована специальным отстойником со сливным трубопроводом. Эта конструкция удаляет всю отстоявшуюся воду и механические примеси. Также в цистерне остановлены специальные воздухоотводные трубки, они располагаются на кронштейнах.
Автомобили марок АЦ-42-53А, АЦ-42-130 широко используются в качестве автопоездов для жидких грузов. Хотелось бы отметить, что для перевозки таких грузов также используются автоцистерны на базе автомобилей ЗИЛ и МАЗ.
Что же касается автомобилей-цистерн и цистерн-прицепов, предназначенных для перевозки нефтяных продуктов, тут дело обстоит немного запутанно. Министерство авто-промышленности выпускает большое количество автоцистерн. Поэтому не трудно найти автоцистерны на базе одного и того же автомобиля, но изготовленные в разных конструкторских бюро. Данный факт заставляет задуматься, так как машины, выпущенные в разных конструкторских бюро отличаются друг от друга отдельными конструкторскими решениями. Всё это доставляет массу неудобств при эксплуатации и техническом обслуживании.
Теперь давайте разберёмся, что же должна обеспечивать работа оборудования автоцистерны.
Оборудование автомобиля-цистерны должно обеспечивать: заполнение цистерны с помощью своего насоса; переливание нефтепродуктов из одной цистерны в другую, не используя свою; заполнение нефтепродуктами цистерны с помощью постороннего насоса; перемешивание нефтепродуктов в цистерне; заправку одного или нескольких автомобилей нефтепродуктами, с постоянным замером переданной жидкости (при этом нефтепродукты обязательно должны пройти фильтрацию, чтобы не нарушить работу техники); автоматический слив нефтепродуктов из самой цистерны. Для повышения эффективности перевозок автомобили-цистерны используют дополнительные цистерны-прицепы. Средняя производительность раздачи через один рукав варьируется от 100 до 200 л в минуту. Автомобильные цистерны последних выпусков практически не отличаются от топливозаправщиков.
Немалая часть автоцистерн производится для нужд сельского хозяйства. Тут и перевозка молока, и перевозка химических удобрений и даже нефтепродуктов для сельскохозяйственной техники. Существуют специальные версии автоцистерн, оборудованные более мощным двигателем и более проходимыми колёсами. Всё это облегчает доставку грузов в отдалённые районы. Для повышения эффективности грузоперевозок иногда используют целую колонну автомобильных цистерн, которые в свою очередь оснащены дополнительными цистернами прицепами. Данная схема транспортировки намного выгоднее, чем если бы одна или две машины доставляли груз в какой либо отдалённый район.
Как и любой автопарк автоцистерны требуются в снабжении маслами, топливом и другими жидкостями. Всё это возможно только про хорошей организации нефтяного хозяйства. В основном в состав нефтехозяйства входит: центральный склад нефтепродуктов с проложенной железной дорогой или водной пристанью, хороший штат квалифицированных сотрудников для контроля качества и эксплуатации поставляемой им продукции, а также стационарный пост заправки автомашин.
Эксплуатацию, обслуживание и ремонт автоцистерн ведёт немалое количество сотрудников. Этот вид техники является очень сложным как в управлении так и в починке. Самостоятельно заниматься ремонтом автоцистерн крайне не рекомендуется. Вы можете нарушить герметичность самой цистерны, целостность её внешнего и внутреннего покрытия. Если у Вас возникли какие либо проблемы с данным видом техники незамедлительно обращайтесь к специалистам, которые помогут в решении вашей проблемы.