Автомобильные пробки на дорогах являются одной из самых серьёзных проблем уличного движения в крупных городах и мегаполисах. Автомобильные пробки приводят к сильному увеличению времени, затраченного на проезд по городу, особенно в начале и окончании рабочего дня, в так называемые часы пик, вызывают возникновение психических расстройств и неврозов у людей, пребывающих в них ежедневно, ощутимо загрязняют окружающую природную среду автомобильными выхлопными газами, повышают уровень уличного шума, мешают работе оперативных и экстренных служб.
Также пробки на дорогах приносят вред и для самого частного автотранспорта, повышая его амортизацию и расход топлива, увеличивая риск образования аварийных ситуаций и ДТП.
Оптимальным выходом для решения проблемы ликвидации дорожных пробок является сокращение численности автотранспорта, что приведет к снижению уровня загрязнения атмосферы, улучшению состояния дорожного покрытия, сохранение оптимальной ширины транспортных путей, освобождение свободных парковочных и стояночных мест. При этом затраты, идущие на поддержание состояния эксплуатируемых автострад уменьшатся, и появятся дополнительные денежные ресурсы для строительства подземных и надземных автомагистралей.
На дорогах автомобильные пробки образовываются в результате формирования потока автотранспорта, превышающего пропускную возможность дорог вследствие увеличения количества автотранспорта в часы пик, или уменьшения их пропускной способности вследствие неудовлетворительного состояния автомагистралей, их недостаточной ширины или сужения, отсутствия парковочных мест, и, как результат этого, наличие массы припаркованных сбоку на проезжей части автомобилей. Также заторы на дорогах могут возникать вследствие неоптимальной организации транспортного потока, ведущей к загруженности определенных улиц, нарушения участниками движения ПДД и парковки, норм поведения на дороге, или агрессивной манеры вождения автомобиля, возникновения ДТП, плохих погодных условий, а также неправильной работы или отсутствия светофоров, проведения дорожных работ, временного закрытия некоторых участков автомагистрали и т. д.
Для предотвращения заторов на автомагистралях необходимо проводить работы по увеличению пропускной способности дорог, а именно: усовершенствовать перекрёстки путем установки полос разгона и торможения на всех дорожных съездах, регулирования движения посредством светофоров, сокращения численности поворотов, создания дополнительных полос; разгружать головные дороги созданием реверсивного движения (полос с переменным направлением) и отдельных полос для общественного, корпоративного и мототранспорта; создавать новые дорожные полосы и новые маршруты движения. Также, приняв на вооружение опыт европейских стран, целесообразно проводить пропаганду велосипедного транспорта, как альтернативного автомобильному способа передвижения, являющегося не только полезным для здоровья, но и абсолютно экологически безопасным, а также создавать сбоку от колонн автомобилей дополнительные полосы для передвижения на двухколесных транспортных средствах (велосипедах, мотороллерах и мотоциклах), так называемые «виртуальные дорожные полосы».
Одним из способов для борьбы с пробками является ограничение доступа к дорогам. Его суть состоит в том, чтобы заставить определенное количество автомобилистов пользоваться услугами общественного транспорта, эксплуатируя личный транспорт только в условиях крайней необходимости, за счет ограничения свободы перемещения и подорожания его стоимости. Основными методами его реализации является ограничение стоянки, изымание дорожной платы в определенные часы либо у определенных категорий граждан, исходя из их социального статуса или типа автомобиля, усовершенствование условий перемещения в общественном транспорте, особенно удаленном от автомагистралей, либо запрет движения определенных видов машин в определенное время либо по определенным маршрутам. Также целесообразно введение так называемой квоты на вождение автомобиля или городской квоты, суть которых состоит в невозможности эксплуатировать автомобиль без получения специальной, дорогостоящей квоты, либо продажи разрешения на въезд в город. К эффективным методам борьбы с уличными заторами можно отнести также введение одностороннего движения, особенно по узким улицам в старых районах, снижение максимально допустимой скорости движения потока транспорта на некоторых участках дорог, проведение работ по пропаганде аккуратности на дорогах, обдуманное проектирование определенных городских районов.
Все же на сегодняшний день самым реальным способом избавиться от уличных пробок является введение дневной дорожной пошлины, действующей с 7 до 22 часов за проезд на личном транспорте по городу с целью заставить автовладельцев использовать личный транспорт только в целях крайней необходимости. В различных зарубежных городах существует масса способов для борьбы с автомобильными пробками. Один из них, введение платных парковок вдоль дороги, является приемлемым и для отечественного дорожного движения. С помощью видеокамер можно фиксировать номера паркующихся автомобилей и время их пребывания на стоянке, а затем, понедельно или в конце месяца, автовладелец будет получать счет, почтой или посредством смс-уведомления, на оплату за стоянку. Также с помощью данного метода можно будет улучшить эффективность борьбы с уличной преступностью правоохранительных органов.
В результате проведения борьбы с дорожными пробками от оплаты за парковочные места и проезд по городу будут собираться денежные средства, которые могут быть применены для поддержания в хорошем состоянии эксплуатируемых городских автомагистралей, улучшения условий проезда в транспорте и его обновление, строительство новых дорог и т. д.