Уровень охлаждающей жидкости необходимо регулярно проверять, при необходимости добавлять, что обеспечит полноценный проход жидкости через радиаторные трубки. Осматривать регулярно стыки на трубках охлаждения двигателя, на предмет обнаружения возможных свищей, что способствует быстрому уменьшению количества охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Другая причина, на которую не сразу обращают внимание – это отказ работы термостата. Если не осуществляется свободный проход горячей жидкости в радиатор, то возможность закипания жидкости становится неизбежной. Проверка работоспособности термостата простая: касаясь рукой радиатора, и обнаруживая, что он холодный, то термостат демонтируется и помещается в емкость с водой. Содержимое подогревается. На границе температуры воды восьмидесяти градусов по Цельсию, клапан термостата обязан сработать, если этого не произошло, осуществляется очередной поход в магазин за новым термостатом. Возможно, произошло засорение системы охлаждения. Такая защита мотора должна работать.
Сужения радиаторных трубок.
Причиной сужения радиаторных трубок и каналов системы может послужить образовавшиеся отложения на их внутренних поверхностях накипи. Накипь образуется тогда, когда применяется жесткая вода в качестве охлаждающей жидкости, которая имеет в своем составе различные соли. В процессе эксплуатации автомобиля, соль оседает на стенки каналов охлаждающей системы.
Появление такого фактора, как сужение сечений проходных каналов при нарастании накипи, происходит резкое снижение отвода тепла от стенок двигателя. В итоге мы получаем целый клубок проблем в виде: снижения вязкости масла, калильного зажигания, детонации и значительного роста топливного расхода.
Если же вы, в летний период, все-таки применяете в качестве охлаждающей жидкости воду и как защиту мотора от перегрева, то использовать надо мягкую воду, с наличием меньшего количества солей. Определить степень мягкости воды вам поможет обыкновенное намыливание. В жесткой воде – эта процедура намыливания рук вызывает затруднения, в мягкой воде эти затруднения отсутствуют.
Под определение мягкой воды подходит дистиллированная вода, атмосферная в виде дождевой, воды с горных речушек, но не в период ливневых дождей. К жесткой воде относятся воды морские и грунтовые.
Для смягчения воды применяется добавление кальцинированной соды или реактива в виде тринатрия фосфата в пропорции три килограмма на десять литров воды. После тщательного размешивания, необходимо дать время отстояться воде, а потом произвести фильтрацию при помощи матерчатых фильтров. Как один из вариантов, можно использовать кипячение воды с обязательным отстаиванием и последующей фильтрацией.
Если все-таки вы заметили образование накипи, то система охлаждения должна быть промыта при помощи растворов с применением антинакипина. Для приготовления такого раствора можно использовать хромовый ангидрид или хромпик. Добавляются эти элементы в пропорции пятьсот граммов на десять литров воды. Приготовленный раствор заливается в расширительный бачок. Термостат на время поведения этой операции демонтируется. По окончанию прогрева двигателя, данный раствор находится в системе охлаждения еще в течение восьми или десяти часов. В последующем производится промывание системы охлаждения несколькими составами воды. Чтобы в последующем вы не занимались подобными операциями, необходимо забыть об использовании жесткой воды в качестве охлаждения, когда нужна защита от перегрева двигателя.
В практике автомобилистов бывают и такие случаи, когда и система охлаждения, и термостат не вызывают нареканий, а двигатель продолжает перегреваться. Виной этого перегрева являлось, отсутствие должной герметичности в соединительном шланге, идущего к насосу со штуцером выпускного коллектора. Видимые протечки охлаждающей жидкости не обнаруживались, а происходило попадание воздуха в полость насоса, под воздействием вакуума, создаваемого самим насосом. Как следствие случившегося – это прекращение циркуляции охлаждающей жидкости. Установка нового хомута и надежное обжатие шланга на штуцере, позволили устранить имеющуюся неисправность.
Перегреть двигатель можно и в зимний период. Потомки Ивана Кулибина, для снижения топливного расхода, уменьшают число лопастей на вентиляторе, или совсем его снимают.
Эффект от применения такой модификации имеет место, особенно, когда воздух имеет низкие температуры.
Когда же наступает оттепель, и случаются пробуксовки, то двигатель сразу же перегревается. Применение картонок в виде мнимой защиты вентилятора, может оказать такую же медвежью услугу, как модификация лопастей от вентилятора.
Сам по себе перегрев двигателя очень вреден – это и излишнее обогащение топливной смеси, что ведет к излишнему расходу топлива, это и отсутствие быстрого повторного запуска двигателя в случае острой необходимости.
Может произойти прекращение циркуляции воздуха и бензина в бензонасосе. Тогда произойдет закипание бензина в бензонасосе, как правило, это приведет к выводу из строя составных частей насоса.
Остановка работы вентилятора может повлечь за собой тепловой удар для двигателя.
Возможна тепловая деформация деталей двигателя, в конечном итоге заклинивание подвижных соединений. Чтобы минимизировать последствия перегрева, необходимо произвести замену моторного масла. Но все последствия перегрева двигателя могут проявиться и позже. Поэтому лучше избежать перегревов сердца автомобиля, чем в пожарном порядке проводить ликвидацию их последствий.