Любопытно, но о таком способе испытания как краш-тест общество не знало до 60-х годов прошлого столетия. В то время выпуск автомобилей был поставлен на поток, но нередко в авариях погибал не только сам водитель, но и все находящиеся люди внутри салона машины. Согласно статистике, количество жертв ДТП того времени превысило количество погибших в воинах. Отсюда и потребность в тестировании транспортного средства на безопасность. Результаты первых краш-тестов были невероятными. Автомобиль превращался в груду железа уже при скорости 60 км/ч, после чего было принято решение использовать более прочный металл. Однако от этого машины стали тяжелее и ещё опаснее. Также была определена необходимость выпуска кузова со специальной сминаемой зоной, которая может противостоять силе удара. Также было установлено, что самые опасные травмы происходят из-за того, что во время удара голова человека резко ударяется о руль, а затем откидывается назад. Шейные позвонки не способны выдержать подобной нагрузки. Поэтому были разработаны такие привычные для нас средства безопасности автомобиля, как ремни безопасности и подголовники. Последующие испытания привели к производству подушек безопасности, особых сидений и специальной передней панели. Изначально в краш тестах использовались трупы животных и людей, сейчас же на место водителя и пассажиров помещают манекены, оборудованные различными датчиками, позволяющими фиксировать любые повреждения. Также в автомобиле устанавливается видеокамера, чтобы наблюдать за происходящим в салоне во время испытания.
Что вообще такое краш-тест?
Краш тест в переводе с английского означает испытание на разрушение. Под самим термином «краш-тест» автомобиля подразумевается испытание транспортных средств на безопасность. Такого рода тест автомобиля является имитацией аварии, результаты которой фиксируются и подвергаются обработке с целью улучшить безопасность людей при эксплуатации автомобиля. Краш-тесты бывают нескольких видов. Самый распространённый – лобовое столкновение. Оно считается опасным, потому что существует возможность проникновения посторонних предметов через лобовое стекло. При проведении такого вида теста автомобиль на определённой скорости врезается в бетонную стену. Машина разгоняется внешним двигателем. Фронтальное столкновение со смещением это то же лобовое, но машина сталкивается с препятствием частью переда, отсюда меньшая площадь поглощения. Такое испытание отражает ситуацию выезда на встречную полосу. При боковом столкновении подвижное препятствие врезается в зону двери водителя. Оно является самым опасным, потому что зоны поглощения удара у автомобиля может не хватить. Испытания на задние столкновения производятся с целью выявить оптимальный уровень подголовников и их соответствие людям разного возраста и роста. При этом водительское сидение, в которое посажен манекен, устанавливают на подвижные рельсы, и происходит имитация удара в заднюю часть автомобиля. При тесте на опрокидывание происходит проверка способности машины к устойчивости. В Швеции производился так называемый «лосиный» тест, в ходе которого выяснялось, как избежать опасности в виде лося. Также существует придорожный краш-тест, в процессе которого отрабатывается столкновение с препятствиями на дороге.
При краш-тестах тестируются не только сами автомобили, но и системы безопасности, такие как системы антиблокировки тормозов и ремней безопасности. Испытания бамперов помогают установить их оптимальный размер, при котором будут минимальными повреждения фар, капота и радиатора. Этот вид теста не является проверкой на безопасность для человека, но позволит предотвратить дорогостоящий ремонт автомобиля.
При испытании используют такие оценки как «хорошо», «удовлетворительно», «слабо», «плохо». При каждом получении манекеном повреждений эксперты снимают баллы. Для признания автомобиля безопасным для людей он должен получить как минимум три оценки «хорошо».
Результаты краш-тестов снимаются на камеру. Сейчас каждый желающий может найти видео с краш-тестов любой интересующей его марки. Многие водители руководствуются критерием безопасности при выборе автомобиля, а подобного рода видео - очень наглядный способ демонстрации возможных последствий аварии.
Существует несколько организаций, занимающихся краш-тестами: IIHS и NHTSA (США), (США), ANCAP (Австралия), EuroNCAP (Евросоюз), JP NCAP (Япония). В России также есть Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ). Самой влиятельной компанией по проведению краш-тестов считается EuroNCAP(Евросоюз).
Как уже было сказано выше, краш-тест - это испытание не только автомобиля, но и любого транспортного средства. Таким образом, один из популярнейших сегодня средств передвижения, такой как мотоцикл, тоже подвергается проверке на безопасность. Краш-тест мотоцикла , по существу, преследует такую же цель, что и краш-тест автомобиля – как можно лучше обезопасить водителя и пассажира при аварии. Мотоцикл рассматривается как ещё более опасный вид транспорта, чем автомобиль, так как в случае несчастного случая человек не защищён металлическими стенами или подголовниками. Хотя существует разработка средства безопасности в виде подушки безопасности для мотоцикла. Также существует несколько видов имитаций столкновений в различных условиях: лобовое, боковое, заднее, с наличием одного водителя, либо ещё с одним пассажиром. Дополнительным видом можно назвать краш-тест мотошлема на способность защитить голову водителя. Видео краш-тест автомобиля и мотоцикла можно найти огромное количество на просторах всемирной паутины.
Помните о Вашей безопасности и безопасности Ваших близких и будьте внимательны на дорогах.