Собственно, вопрос – «как собрать авто своими руками? » - был в истории автомобилестроения первым, как Слово в Писании. Ведь практически все первые в мире автомобили, включая и «Форд», и «Даймлер», и многие другие – собирались их конструкторами в личном сарае или конюшне из частей, отслуживших свое карет и сделанных «на коленке» из неясного происхождения деталей двигателей. Однако развитие автомобильной промышленности сделало конструкторов–одиночек достоянием истории или героями юмористических комиксов и кинокомедий.
Второе рождение идея «Авто - своими руками» получила в Советском Союзе в начале семидесятых годов прошлого века. И на это были свои, вполне объективные причины.
Во-первых, отечественный автопром категорически не баловал своих граждан разнообразием выпускаемых моделей. «Высший класс» - это, конечно, «Волга». В «среднем классе» - даже некоторое разнообразие («Жигули» нескольких моделей и «Москвич»). В малом классе – монополист-«Запорожец». Все… Ах, простите, еще и целое семейство «русских внедорожников» - «Уаз», «Нива» и феноменальный джип-«Запорожец» «Луаз». Вот теперь точно все!
Конечно, находились привередливые люди, которые хотели что-то, отличное от предложенного. И сделанное своими руками авто часто оказывалось таким, что смотреть на него приезжал даже первый (он же последний) Президент СССР. Правда, в этом деле, как, впрочем, и во всех остальных, от «дорогого Михал Сергеича» никакой пользы, кроме вреда, не случилось…
А «самодельный» энтузиазм подогревался еще и тем, и это – во-вторых, что (сегодняшние автогиганты рыдают от зависти) просто купить автомобиль в СССР, даже имея для этого необходимую сумму денег, было непросто. Денег у населения было куда больше, чем выпускалось автомобилей, и вожделенную «Ладу» приходилось ожидать в очереди месяцами, а то и годами, да еще и переплачивать! ! ! продавцам автомагазина при покупке – чтобы цвет был тот, который нравится, а не тот, который есть в наличии, чтобы фары на новом авто работали, и еще много всякого…
Став обладателем новой машины, счастливый автовладелец либо тут же ехал в автосервис (а работа автомеханика в «застойные» годы считалась одной из самых «хлебных», где-то на уровне товароведа обувного магазина), либо сам брался за инструменты, своими руками исправляя халтуру завода. И надо отдать должное – через год-другой средний советский «частник» становился специалистом, вполне способным, при наличии необходимых деталей, самостоятельно собрать авто. Не стоит также забывать, что техническое образование в Союзе было вполне достойным, и почти всякий, имеющий диплом инженера или даже квалифицированного рабочего, в массе своей неплохо разбирался в любой технике.
А что касается самих деталей - и это в-третьих, то их постоянный дефицит с лихвой перекрывался тем, что в каждом городе огромной страны была масса исправно работающих заводов, а в любом селе – какая-то автотракторная мастерская, в которых не только отремонтировать, но и изготовить могли практически все, что угодно. И это не преувеличение – вспомним самодельные, но вполне исправно работавшие автоматы знаменитой банды ростовских «фантомасов», собранные из деталей, сделанных по чертежам на нескольких заводах, к оружейному производству никакого отношения не имеющих. Или оставшиеся в истории криминалистики станки для печатания советских денег, которые даже специалисты Госзнака с трудом отличили от настоящих – и тоже из деталей, заказанных в нескольких заурядных ремонтных мастерских. А что уж говорить о станке для чеканки царских червонцев из «неучтенного» на колымских приисках золота…
Одним словом, своими руками автомобиль в СССР, при наличии желания и некоторых навыков, сделать было не слишком трудно. К тому же этому неплохо помогал комсомол, беря шефство над молодыми «автосамодельщиками» и популяризируя их достижения в своих журналах «Техника-молодежи» и «Моделист-конструктор». Даже «взрослый» журнал «За рулем» регулярно предоставлял свои страницы конструкторам-любителям, бесплатно их консультировал, приглашая для оценки работы ведущих специалистов, устраивал выставки самодельных автомобилей.
Все закончилось с развалом Союза. «Самодельщики» не смогли конкурировать с потоком автомобильного секонд-хенда, хлынувшего на наши дороги, немалая часть предприятий и мастерских закрылась, а вчерашние слесаря, механики и прочие специалисты заняли места на бесконечных рынках. Исчезла и государственная поддержка технического творчества на всех уровнях – от станций юных техников до молодежных КБ на крупных заводах.
Наше время.
Сегодня проблема – как собрать своими руками автомобиль – перешла в другую плоскость. И для желающих ездить на авто, которого нет ни у кого, появилось целое направление – «kit-car» (от англ. kit – комплект и car – автомобиль). Это — набор фирменных, произведенных в заводских условиях деталей, из которого покупатель в состоянии самостоятельно собрать автомобиль. Эдакий «автоконструктор для взрослых».
Причем часто в основу набора «собери сам» обычно ложился знаменитый и очень дорогой автомобиль, явно недоступный простому смертному – Jaguar модели XK, Lotus 7, PontiacFiero, Lancia Stratos или же Ford GT40, естественно, на более низком техническом уровне. Для таких авто есть и еще один специальный термин - «репликар» то есть автомобиль, внешне напоминающий историческую модель, но имеющий современный «фарш» - мотор, передачу, ходовую, приборы и т. д.
Но и тут есть два пути – для состоятельных клиентов и для публики попроще. В первом случае фирма-производитель осуществляет «отверточную сборку» из крупных, предварительно изготовленных на заводе узлов и агрегатов. При этом экономится, в зависимости от законодательства страны, от трети до половины цены машины, поскольку продается не готовый автомобиль, а набор автодеталей. Но это все равно достаточно дорого, особенно когда речь идет о репликах крупных дорогих автомобилей и сборке специалистами фирмы-производителя.
Есть путь и подешевле – приобрести только кузов, поставив его на шасси подержанного или битого автомобиля. Правда, тогда придется повозиться куда больше, приспосабливая кузов к ходовой и наоборот. Но охота – пуще неволи, и требование «сделайте мене красиво, но так, чтоб недорого», наверное, никогда не перестанет звучать и в среде автолюбителей.